Чем казахстанские вузы отличаются от немецких
Опубликовано:
Казахстанская студентка германского вуза рассказала о различиях в системе высшего образования Казахстана и Германии. Она выделила пять основных отличий, среди которых оказались и особенности организации обучения, и доступность преподавателей, и стремления студентов.
Свой субъективно-исследовательский пост пользователь с никнеймом Sweetdreams опубликовала на блогплатформе Yvision.kz.
Девушка подчеркнула, что, описывая системы казахстанского и немецкого высшего образования, она опиралась на свой опыт. В Казахстане она училась в государственном вузе, в Германии проходит обучение в Университете имени Гумбольдта. Sweetdreams отметила, что приведенные ею примеры не характеризуют все образование в целом, однако остальные учебные заведения скорее похожи на описываемые ею, нежели отличаются.
Девушка сообщила, что в Казахстане училась 6 лет в одном из топ Национальных вузов, получив степень бакалавра и магистра. В Берлине учится второй семестр, по гуманитарному направлению.
Интересно будет почитать тем, кто подумывает о переезде и получении высшего образования в Германии, добавила пользователь.
Первое различие, наверное, бросается в глаза больше всего. В казахстанских вузах за предмет ставится оценка от 1-100 или от 1%-100%. Высчитывается она просто и состоит из баллов, заработанных за ответы на семинарах и лекциях (при том, что на многих предметах балл, не заработанный на определенном занятии, просто сгорал и не было возможности его отработать), а также оценки за экзамен.
В немецком Университете нет деления на семинары и лекции. Занятия проходят в форме дискуссий, возникающих по мере того, как преподаватель освещает ту или иную тему. Задания к предстоящему занятию дается заранее и во многих случаях не проверяются.
А оценивают немецкие преподаватели работы гораздо строже. В то время, как в Казахстане получать отличные оценки может любой, кто умеет читать и кому не лень учить, в Германии у студента ценят способность мыслить аналитически, оригинально и при этом уметь отстоять свою точку зрения.
Второе различие связано с первым и относится к учебному процессу. В Казахстане процесс обучения таков, что создается впечатление, будто преподаватель - единственный знающий человек, который не устает рекламировать свои учебные пособия, а порой и вовсе заставляет всех их покупать, так как ведет занятия именно по ним.
Естественно, в такой атмосфере студент получает однобокие знания, принимая на веру не столько факты, сколько субъективное мнение лектора. Уверена, пишет Sweetdreams, что наша система образования, возможно, сама того не желая, готовит выпускников-роботов, которые мало способны мыслить или думать, выходя за рамки.
Германия в этом плане либеральнее и она культивирует в студентах навыки критического аналитического мышления. В большинстве своем каждый имеет возможность высказать даже сумасшедшее мнение, которое будет воспринято положительно, будь оно логически обоснованным. Проблема или вопрос исследуется путем чтения десятков источников и поисков «за» и «против».
Одностороннее изучение крайне не приветствуется. В процессе формирования такого мнения студент в Германии несомненно развивает и ряд других навыков, так как в большинстве своем приходится читать довольно много разнообразной литературы.
Третье различие - во взаимоотношениях студентов и преподавателей. В Казахстане большинство преподавателей строят взаимоотношения по принципу субординации. Студенты в буквальном смысле проводили часы ожиданий преподавателя с целью что-то уточнить, спросить, попросить. Лишь сейчас наши преподаватели переходят на систему обмена электронными сообщениями, но процесс еще на стадии зародыша.
Девушка пишет, что в германском вузе преподаватель доступен и во внеурочное время в своем кабинете или же готов ответить на вопросы по электронной почте. При этом делается все очень оперативно и, можно сказать, с радостью. В Казахстане создавалось впечатление, что преподаватель хочет, чтобы его оставили в покое. В Германии преподаватель словно напрашивается на вопросы.
Пользователь отмечает, что, скорее всего, это влияние системы. Оплата труда, нагрузка, ответственность и т.д. различны для преподавателя в Казахстане и в Германии. Она отмечает, что описанные выше отношения - скорее плод такой системы.
Четвертое различие состоит в том, какие возможности предлагают учебные заведения своим студентам. В казахстанских вузах курсов по выбору практически не существует. То есть, нет самого выбора. Если на предмет зарегистрировалось меньше 10 человек, курс может быть отменен. При чем об этом даже могут не предупредить.
В Германии с этим проблем нет. Курс проводится даже при наличии 4-5 зарегистрировавшихся студентах.
И пятое различие, которое выделила девушка, это отношение к учебе казахстанских и немецких студентов. В Казахстане студент думает о многом - об общественном мнении, о себе любимом (отсюда и стремление к демонстрации материальных возможностей – машина, одежда, различные гаджеты), но практически в последнюю очередь - об образовании.
Немецкий студент идет учиться. Идет или едет на метро, велосипеде, автобусе. Студенты стараются не выделяться и делают упор на то, что они сами из себя представляют, вкладывают в собственное развитие и ставят на результат для будущей карьеры.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/782643-chem-kazakhstanskie-vuzy-otlichayutsya-ot/