Как изменится Шымкент через 15 лет
Опубликовано:
Что случится в будущем и как изменится Казахстан спустя несколько лет? Вслед за обзорами изменений, которые произойдут в Астане и Алматы, предлагаем узнать, каким станет Шымкент.
"Всю информацию мы берем из открытых источников, а также учитываем пожелания местных жителей, высказанные в социальных сетях и на сайтах новостных ресурсов. Возможно, некоторые из этих проектов никогда не будут выполнены. Но мы полны надежд", - пишет Otyrar.kz.
Население и экономика
В целом развитие области будет обусловлено расселением жителей преимущественно в Кентау-Туркестанской городской системе населенных мест, вдоль трассы Шымкент — Тараз и сельских округах Мактааральского и Сарыагашского районов, сообщает издание.
Сфера демографии и миграции останется для Южно-Казахстанской области приоритетной. Основной фронт работы развернется в рамках созданной Шымкентской агломерации – областного центра и прилегающих к нему на расстоянии полутора часов езды территорий Байдибекского, Тюлькубасского, Казыгуртского, Толебийского, Ордабасинского и Сайрамского районов. Официальная численность агломерации в 2019 году составит 1,62 млн человек, еще через три года – 1,8 млн. К 2025 году только в Шымкенте будет проживать 1,2 миллиона человек. В 2030 году население всего Южного Казахстана будет равно 3,362 млн.
Через 15 лет демографический фактор приблизит к нулю число иностранной рабочей силы в регионе и понизит и без того отрицательное сальдо миграции в сельской местности до 10 тысяч человек. В то же время инвестиции в основной капитал на душу населения будут регулярно повышаться. К примеру, в 2019 году он составит 136,7 тысячи тенге.
Транспорт
Первое – автодороги и улицы. Масштабный эффект в этом направлении даст в 2016-2020 годы выход на полную мощность трансконтинентального транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай», который проходит севернее существующей автодороги Алматы – Шымкент. Важную роль в коридоре будет играть транспортно-логистический узел в городе Арысь. Вокруг трассы появятся новые виды бизнеса, значительно оживится трафик товаров, город наполнится новыми людьми, повысится творческий и предпринимательский потенциал региона.
К 2021 году полностью будет создана большая городская кольцевая дорога. Ее маршрут: Алматинская трасса, пробивка ее в южном направлении восточнее аэропорта, строительство новой трассы в юго-западной части до автодороги Шымкент — Ташкент, далее — в юго-восточном направлении до промышленной зоны в районе шинного завода. Она будет проходить в застроенной части города и связывать практически все периферийные районы северной и южной частей города.
Одновременно будет проложено малое внутреннее полукольцо, состоящее из улиц Акназар хана, Сайрамской, Рыскулова до Тамерлановского тракта, далее улицы Аяз би и Гагарина. Оно сформируется вокруг центрального ядра города для разгрузки транспортного движения.
Также в ближайшие три года бульвар Кунаева протянется через старый город. Все строения вдоль этой дороги будут снесены. Также будет протянута через Забадам к Ташкентской трассе и улица Жангельдина.
Второе – железные дороги. К 2025 году число составов пассажирских скоростных поездов «Тулпар — Тальго» до Астаны и Алматы увеличится до трех на каждое направление. Исчезнет постоянный дефицит билетов, поезд станет престижным, быстрым и комфортным средством передвижения. Составы оборудуют конференц-вагонами и коворкинг-центрами. До 2019 года в Шымкенте будет проложена вторая объездная железнодорожная ветка с северной стороны города. На ней расположатся грузосортировочная станция и новый железнодорожный вокзал «Шымкент-2», который станет основным.
Третье – общественный и междугородный транспорт. К 2020 году в районе южного терминала аэропорта и нового железнодорожного вокзала появится крупный автовокзал. Крупный транспортный хаб получит свой завершенный вид – впервые в градостроительной практике Казахстана аэропорт, железнодорожный и автовокзал окажутся рядом. В городе до 2030 года будет запущена система ЛРТ – легкорельсовых трамваев и поездов, которые в том числе станут охватывать другие населенные пункты Шымкентской агломерации.
Четвертое – авиация. В шымкентском аэропорту к 2020 году будут построены южный пассажирский и грузовой терминалы. Площадь нового пассажирского терминала составит 34000 квадратных метров, а пропускная способность составит 2,5 млн пассажиров в год к 2023 году. На базе грузового терминала появятся собственные склады временного хранения и технологизированные пункты таможенного контроля. Будет оборудована вторая взлетно-посадочная полоса. Все строительство обойдется в 143 млн долларов США, в рамках проекта появится 1000 дополнительных рабочих мест. При этом старая, северная часть аэропорта станет применяться для частной, деловой, аграрной авиации и ангарных строений.
До 2027 года новый аэропорт появится в Туркестане. После 2030 года начнутся разработки второго международного аэропорта в областном центре. Получит развитие малая авиация в пределах агломерации.
Энергетика и водные ресурсы
Одним из важных направлений в ближайшие 15 лет станет возведение как минимум 5 крупных и малых гидроэлектростанций. Этому станут способствовать чисто географические причины – в ЮКО протекает 122 реки и расположены 39 водохранилищ.
К 2020 году в Южном Казахстане завершится строительство магистрального газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент». Это значительно снизит расходы граждан на топливо, электричество, рестораны и другие услуги.
В 2019 году в Шымкентской агломерации снизится износ сетей теплоснабжения до 39 процентов (против 51 % в нынешнем году), электроснабжения – до 36 % (против нынешних 56 %), газоснабжения – до 29 % (против 50 % нынешних). Будет модернизировано и построено 17 км теплоснабжения, 422 км электроснабжения, 311 км газоснабжения, 46 км водоснабжения.
Серьезное развитие после 2017 года получат солнечные электростанции. Таким проектам будет оказываться прямая поддержка государства. К слову, ежегодно в области станут вводиться от 5 до 8 малых проектов, связанных с получением возобновляемой энергии.
До 2020 года для борьбы с паводками ниже по течению Сырдарьи будет построено новое водохранилище по образцу Коксарайского контррегулятора. Новое сооружение расположится в естественной впадине Огузсай, его объем составит 400 млн кубометров воды.
В течение двух ближайших лет в городе Арысь появятся 3 водно-спасательные станции на берегу одноименной реки.
Индустрия
Всего в ближайшие 10 лет вблизи Шымкента получат развитие сразу 5 производственных зон общей площадью 1200,5 га. Здесь на 98 проектах получат работу более 14 тысяч человек.
Так, в уже созданной индустриальной зоне «Тассай» будет реализовано 10 инвестиционных проектов на сумму 27,1 млрд тенге с созданием 3918 новых рабочих мест. В том числе – строительство фармацевтических заводов по производству инфузионных растворов, лекарств, выпуску ортопедических изделий, изготовлению трансформаторов мощностью 110-220 кВт, швейных изделий, глянцевых плит, высококачественной мебели, диализаторов и гематологических реагентов, электрических подстанций и ящиков. Также здесь будет построена фотоэлектрическая станция мощностью 20 МВт.
Рядом с международным аэропортом Шымкента, в Казахско-турецкой индустриальной зоне площадью 50 га, также появится 10 объектов. Здесь получат работу 600 человек, которые станут производить корпусную, мягкую и офисную мебель, кабели, лаки и краски, радиаторы, стальные и пластиковые трубы, алюминиевые листы, фольгу, ортопедические изделия и даже холодильники.
Будет создана индустриальная зона «Бадам» площадью 153 га. Здесь реализуются 7 проектов с созданием 2140 рабочих мест. Это производство тракторов, грузовых машин, промышленных насосов, спецтехники, автобусов. Здесь же появится сталелитейный завод.
Архитектура
До 2030 года Шымкент с учетом природно-климатических, инженерно-геологических условий, сложившейся планировочной структуры и численности населения территориально будет развиваться в северном, восточном, юго-восточном, юго-западном и западном направлениях.
Административный центр через 2-3 года окончательно закрепится в новом районе, а центр старого города станет спальным. Уже в 2016 году в самой перспективной зоне будет построена уникальная мечеть на 8000 мест.
Развитие получит новый микрорайон Шымкента – Каратау, расположенный от перекрестка проспекта Тауке хана и улицы Сайрамской до территории Сайрамского района по левой стороне на 2 тыс. га. Здесь будет воздвигнут жилой массив с соответствующей социальной инфраструктурой – административные здания, деловые центры, площади и скверы. Благоустройству подвергнется набережная реки Бадам.
До 2019 года в Шымкентской агломерации будет введено 1,2 млн кв. м жилья (это примерно 25 тыс. однокомнатных квартир), в том числе по линии «Жилстройсбербанка» 68,2 тыс. кв. м, очередники госструктур – 70,4 тыс. кв. м, для молодых семей – 55 тыс. кв. м, 105 тыс. – по линии «Самрук-Казына», 251 тыс. кв. м – коммерческие многоквартирные дома.
Только в Шымкенте до 2025 года на площади 117 тыс. га земли появятся 16 млн кв. м жилья. К этому же сроку в городе будут построены детские дошкольные учреждения на 102 тыс. мест, школы на 136,5 тыс. учащихся.
Площадь лесопарковой зеленой зоны города составит 40 тыс. га. А в Сайрам-Угамском национальном парке к 2025 году с помощью зеленых технологий создадут горнолыжный курорт со спуском на 11 тысяч человек.
В недалеком будущем облик Шымкента станет самобытным, он впитает в себя стили Астаны и Алматы, с большим количеством стеклянных многоэтажек, культурных и социальных учреждений, торговыми, выставочными и киноконцертными залами.
В 2030 году богатая творческая атмосфера положительно отразится на местных мультипликаторах. Шымкентская студия по созданию мультфильмов для детей, юношей и даже взрослых получит большую поддержку государства, прославится на весь мир и станет называться азиатским аналогом студии Диснея. А суперблокбастер про космические приключения Алдара Косе соберет 700 миллионов долларов в мировом прокате и станет основной причиной для создания тематического парка развлечений в 30 километрах от Шымкента.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/829853-kak-izmenitsya-shymkent-cherez-15-let/