О том, как адаптивный спорт влияет на развитие молодых людей с ограниченными возможностями, почему родителям особенных детей нужно отходить от иждивенческого подхода, рассказала в интервью NUR.KZ. директор общественного фонда "Мир равных возможностей" Нургуль Ульжекова.
— Нургуль Туленовна, расскажите об общественном фонде "Мир равных возможностей"? Как у вас возникла идея о создании этого проекта?
— Я воспитываю троих детей, и один из них имеет диагноз ДЦП. Когда моему сыну исполнилось восемь лет, у меня возникла мысль о создании общественной организации, поддерживающей детей с ограниченными возможностями через спортивные инициативы. Таким образом, в 2016 году я решила основать общественный фонд "Мир равных возможностей".
В реализации этой идеи мне помогли родители, также воспитывающие особенных детей. Объединив усилия, мы создали социальный проект "Саламатты болашак", в рамках которого начали формировать целую сеть бесплатных адаптивных спортивных секций.
Свой путь мы начинали с адаптивного карате, привлекая специалистов из реабилитационных центров, обладающих медицинским образованием и опытом работы с людьми с ограниченными возможностями.
В последующем, открывая другие виды спорта, мы привлекали и обычных тренеров, организуя для них курсы повышения квалификации в области адаптивной физкультуры за счет нашего фонда.
Каждый год наша сеть адаптивных спортивных секций значительно расширяется. Мы не только увеличиваем количество участников и филиалов, но и разнообразие спортивных направлений. Географический охват нашей сети также расширился, и теперь мы действуем в 23 городах Казахстана.
Хочу отметить, что такой рост стал возможным благодаря поддержке как и государственных учреждений, так и коммерческих организаций. Главным спонсором нашего проекта является фонд развития социальных инициатив "Samruk-Kazyna Trust". Благодаря их помощи мы не только масштабировали нашу сеть, но и в 2019 году разработали первые образовательные материалы по адаптивной физкультуре для тренеров, чтобы у них были теоретические знания в этой области. Таким образом, мы сформировали комплексный подход к развитию адаптивной физкультуры в нашей стране.
— Почему вы выбрали адаптивный спорт?
— Я считаю, что занятия спортом могут служить отличной альтернативой реабилитации или ее дополнением. Адаптивный спорт способен оказывать положительное воздействие не только на физическое состояние, но и на психоэмоциональное развитие, особенно в части социализации детей.
Создание инклюзивного общества возможно построить через призму адаптивного спорта. Чем больше люди с инвалидностью будут вовлечены в спортивную жизнь, тем значительнее мы покажем, что инклюзия становится реальностью. Это не только улучшает качество жизни участников, но и изменяет отношение общества к ним.
— Сколько детей посещают ваши спортивные секции и какие виды спорта доступны для них?
— Наши секции посещают не только дети, но и молодежь до 30 лет. Воспитанники получают возможность заниматься 11 различными видами спорта, такими как адаптивное карате, тхэквондо, дзюдо, футбол, плавание, инклюзивная хореография, легкая атлетика, пионербол и т.д. В декабре мы запускаем новое направление — большой теннис для столичных детей с ментальными нарушениями.
Помимо социального проекта "Саламатты болашак", мы также участвуем в государственном спортивном заказе по программе "Даму бала", что позволило открыть кружок по живописи, инклюзивную хореографию и бочче для детей с особенностями в развитии.
Кроме того, мы активно работаем с местными исполнительными органами в вопросе вовлечения особенных детей в регулярные занятия спортом. Наша цель — продемонстрировать, как можно эффективно организовать такие секции. Также каждый год стараемся, чтобы молодежь имела возможности перейти в обычные спортивные секции или в специализированные спортивные клубы для людей с инвалидностью, где они смогли бы развивать свои навыки и строить спортивную карьеру.
— Каковы основные барьеры, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью при занятиях спортом?
— Одним из основных препятствий является нехватка специализированных услуг для людей с инвалидностью в большинстве городов и областных центров. Хотя в крупных городах существуют спортивные объекты, в районных центрах и селах они практически отсутствуют. Возможности для занятия спортом в основном имеются у горожан, и эта ситуация во многом зависит от финансирования. Для открытия спортивных клубов в районных центрах требуется выделение средств и персонала.
Другим значительным фактором является инфраструктура. Не все спортивные сооружения подходят для людей с ограниченными возможностями. Даже если в здании имеется пандус, внутри могут быть узкие дверные проемы в санузлах или отсутствовать лифты, что затрудняет доступ. Создание подходящих условий и доступной среды в спортивных объектах имеет первостепенное значение. Также необходимо наличие специалистов, занимающихся адаптивной физкультурой.
Важным шагом является привлечение интереса со стороны коммерческих структур. Следует разработать механизмы, которые вызовут у них интерес к созданию благоприятных условий для людей с инвалидностью. Это может быть достигнуто через налоговые преференции или субсидии, так как бизнес не всегда проявляет энтузиазм в отношении предоставления спортивных услуг для этой группы населения. Необходимы стимулы, чтобы предприниматели осознали важность и выгоду работы с клиентами, имеющими инвалидность.
— Какие спортивные дисциплины популярны среди людей с ограниченными возможностями?
— На самом деле, если проанализировать количество занимающихся спортом людей с инвалидностью в нашей стране, можно отметить такие виды, как пара плавание, пара настольный теннис, пара пулевая стрельба и пара хоккей.
Казахстанская сборная активно участвует в Паралимпийских играх, представляя достаточное количество спортивных дисциплин. Например, в этом году Давид Дегтярев стал двукратным чемпионом, а впервые в истории пара пулевой стрельбе у нас появился серебряный призер; в пара дзюдо тоже были завоеваны золотые и серебряные медали.
Хочу подчеркнуть, что результаты людей с инвалидностью превзошли показатели олимпийской сборной. Желаю нашему паралимпийскому движению в Казахстане только процветания. Но для этого необходима системная поддержка со стороны государства: в каждом регионе должны функционировать тренировочные центры для лиц с инвалидностью, а также нужно обеспечивать доступность инфраструктуры и услуг.
— Как вы мотивируете родителей и детей участвовать в вашей секции?
— Прежде всего, мы беседуем с родителями, поскольку они являются основным стимулом для детей. Если родитель не проявляет интерес, ребенок вряд ли станет посещать занятия. В ходе беседы мы объясняем, что в нашей секции дисциплина играет важную роль. Пропуски без уважительных причин недопустимы, так как у нас много желающих, а количество мест ограничено — на каждую секцию минимум по десять человек в очереди. Кроме того, для достижения результатов необходима регулярность посещения.
— Какие особенности делают тренировочный процесс наиболее ярким событием для детей?
— Самые яркие и незабываемые эмоции у детей возникают во время соревнований, ведь весь тренировочный процесс направлен на подготовку к ним. Дети стремятся к цели, и победы приносят им радость. Понятно, что бывают и поражения, и таким образом мы учим их справляться с реальностью жизни, где присутствуют как триумфы, так и неудачи.
Зачастую родители содержат детей в заботливом вакууме, изолируя их от поражений. Это может создать сложности в будущем. Через занятия спортом и честные соревнования мы показываем, что дети способны на многое.
Также поражает степень физического развития детей. Когда ребенок впервые приходит на занятия, мы сразу замечаем, в каких областях у него есть недостатки: кто-то плохо бегает, кто-то не умеет прыгать и так далее. Спустя несколько месяцев мы начинаем наблюдать позитивные изменения. Когда они преодолевают очередной этап в своем прогрессе, это становится настоящей радостью как для самого ребенка, так и для его родителей и тренера.
В нашем проекте ключевым аспектом являются соревнования. Сначала мы организуем их на региональном уровне, а затем ежегодно проводим детские паралимпийские игры по всем видам спорта на республиканском уровне. Это событие давно стало знаковым для всей команды нашего проекта. Каждый год мы отправляем не менее 100 детей в профессиональные спортивные клубы для спортсменов с инвалидностью. Мы испытываем радость, когда наши дети достигают этого уровня и начинают заниматься своим увлечением на профессиональном уровне. Мы гордимся каждым их успехом. Например, в настоящее время наши спортсмены по бочче находятся в Бахрейне, и уже завоевали серебряные и бронзовые медали.
— Что, по вашему мнению, родителям важно учитывать, поддерживая ребенка с особыми потребностями?
— Важно постепенно приучать ребенка к самостоятельности в рамках его возможностей. Безусловно, у детей могут быть разные диагнозы, и некоторым действительно потребуется постоянная забота. Однако в случаях с более легкими формами заболеваний или нарушениями развития мы настоятельно советуем использовать спорт как средство для повышения самостоятельности и дисциплины.
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что два года назад мой сын начал самостоятельно ездить на свои секции на автобусе. Мы сначала показали ему, как это сделать, так как его физические ограничения и проблемы со слухом вызывали у нас опасения. Тем не менее мы морально подготовили и его, и себя к этому шагу. Занятия спортом, безусловно, способствовали развитию его самостоятельности. Ранее у него был тьютор (помощник), но после года занятий каратэ он заявил, что больше не нуждается в его помощи. Его фраза "мама, я сам" стала возможной благодаря спортивным тренировкам.
Родитель обязан поддерживать ребенка и обращать внимание на его таланты, будь то в творчестве или учебе, чтобы помочь ему в будущем обеспечивать себя. Я уверена, что каждый родитель об этом думает и стремится улучшить жизнь своего ребенка.
Я бы хотела обратить внимание родителей на важность отказа от иждивенческого подхода, который подразумевает, что государство или кто-то другой должен заботиться о нас и наших детях. Этот менталитет может передаваться из поколения в поколение, и, если мы не изменим его, наши дети могут вырасти с неправильными представлениями о самостоятельности и ответственности. Чтобы избежать этого, необходимо активно воспитывать в детях понимание важности личной ответственности и самодостаточности.
Важно научить детей тому, что они могут и должны полагаться на себя. Я сама стараюсь внедрять эти принципы в воспитание моего ребенка.
Таким образом, отказ от иждивенческого подхода — это не только вопрос воспитания, но и создание здоровой основы для будущей жизни наших детей. Они должны понимать, что успех и счастье зависят от их собственных усилий, и только так они смогут стать полноценными и независимыми взрослыми.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/sport/about-sports/2193096-kak-adaptivnyy-sport-otkryvaet-novye-gorizonty-dlya-detey-s-osobymi-potrebnostyami/