Нынешний год стал новой ступенью развития казахстанского киберспорта на внутренней арене: весной 2021-го в стране впервые проведен Кубок Республики, получивший статус официального национального розыгрыша. На международной арене казахстанские киберспортсмены становились чемпионами мира и призерами крупных ивентов и до появления регулярных внутренних турниров, теперь же их международный календарь стал еще более интенсивным: в интервью изданию NUR.KZ генеральный секретарь Qazaq CyberSport Federation Алибек Аханов обрисовал зарубежные контуры нынешнего сезона казахстанских «киберов».
Напомним, что весной прошлого года Казахстанская федерация киберспорта (Qazaq CyberSport Federation) вступила сразу в две ведущие международные структуры – в марте 2020-го она стала участницей International Esports Federation (IeSF) – Международной федерации киберспорта, а в мае пополнила ряды Global Esports Federation (GEF) – Глобальной федерации киберспорта.
Руководство QCF тогда пообещало, что членство в этих федерациях позволит казахстанским киберспортсменам принимать участие в большем количестве международных ивентов, и уже в прошлом году казахстанская пятерка по дисциплине Dota 2 отобралась в финальную часть 12-го чемпионата мира по киберспорту–2020 IeSF World Championship из региона СНГ и Ближний Восток.
Финальная часть из-за проблем с коронавирусом в израильском Эйлате в прошлом году, правда, так и не состоялась, но в этом году казахстанские кибератлеты попытаются попасть туда снова, в рамках отбора к 13-му мировому первенству IeSF World Championship-2021.
Как подчеркнул генеральный секретарь Казахстанской федерации, казахстанцы будут претендовать на путевки в Эйлат сразу в четырех дисциплинах: Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2, PES (Pro Evolution Soccer) и Tekken 7.
"Финальную стадию решено провести в Эйлате, наши ребята будут пытаться завоевать путевки во всех дицисплинах, - говорит Алибек Аханов. – Отборы внутри Казахстана планируется провести в августе, в сентябре–октябре победители внутренних отборов будут участвовать в региональных отборах по СНГ и Центральной Азии. И в ноябре, надеюсь, наши ребята вновь попадут в финальную часть и попадут, наконец, в Израиль. Отмечу, что в этом году в отборах на IeSF World Championship будет участвовать рекордное количество стран – 85-ть, в прошлом году в этом ивенте участвовала 61 страна, а в 2019-м – всего 50-ть. Так что конкуренция за попадание в финальную часть постоянно растет".
- На участие в каких еще международных ивентах в этом году смогут претендовать казахстанцы? Ведь Qazaq Cybersport Federation также является членом AESF (Азиатской федерации киберспорта) – в следующем году в Ханчжоу киберспорт ведь уже официально будет включен в медальный зачет Азиады, когда будет проводиться отбор на континентальное первенство и в каких дисциплинах казахстанцы могут туда отобраться?
"Относительно турниров в этом году: сейчас запускается новый международный турнир, World Esports League. Его также организовывает IeSF, там будет другой набор дисциплин: PUBG Steam, Brawl Stars и Tekken, и его гранд-финал пройдет в декабре в Корее. Мы по нему внутренний национальный отбор будем проводить в конце июля.
Потом у нас в конце июня будет брифинг совместно с Global Esports Federation: в этом году у них в декабре в Сингапуре пройдет ивент Singapore 2021 Global Esports Games. И мы на этом брифинге как раз узнаем, какие там будут дисциплины, узнаем очертания турнира и его отборов. Что до Азиады, то национальные отборы мы будем проводить в следующем году, по каждой из шести дисциплин, которые там предполагается представить - League of Legends, PES, Hearthstone и так далее.
Победители отборов получат сертификат и войдут в сборную Казахстана, мы предоставим им возможность провести учебно-тренировочный сбор, решим все организационные вопросы - и в сентябре следующего года повезем нашу делегацию в Китай".
- Исторически казахстанцы были всегда сильны на международной арене в CS:GO и в Dota, эти же игры составляют основу серии Alaman и Кубка Казахстана – а идет ли развитие остальных дисциплин? И есть ли какая-то игра, в которой казахстанцы могут «выстрелить» на международной арене в ближайшее время?
"Ну, у всех же на слуху сейчас казахстанская команда по PUBG Mobile Konina Power, которая входит в мировой ТОП-10: в прошлом году она выиграла чемпионат Европы, плюс в этом году играла на чемпионате мира в Дубае, заняла шестое место в финале PUBG MOBILE GLOBAL CHAMPIONSHIP 2020.
Они в ближайшее время едут на крупный ивент в Корее, занимаются сейчас получением виз: там призовой фонд, если мне не изменяет память, будет 2 млн долларов. Думаю, там они тоже поборются за высокие места, а сама эта мобильная дисциплина очень популярна в Казахстане, я даже сказал бы мегапопулярна. И в ближайшее время в ней могут появиться новые казахстанские команды, которые будут давать высокий результат на мировой арене.
Также я бы отметил дисциплины Fortnite и Free Fire: если PUBG Mobile и Free Fire – это исключительно мобильные дисциплины, то Fortnite – мультикроссная, в нее можно играть и на телефоне, и на компьютере, и на игровых приставках, и там у нас тоже высокие ожидания.
Потенциал у наших игроков там тоже достаточно высокий, в том числе – и для призовых мест на международных турнирах. Вообще, в Казахстане сейчас идет всплеск интереса к мобильным играм, которые достаточно демократичны в плане доступности соревновательного оборудования: достаточно телефона в ценовом диапазоне от 50 тысяч тенге – и можно начать играть в турнирах, на равных биться с соперниками".
Реально ли говорить о киберспорте как об олимпийской дисциплине в краткосрочной перспективе? Говорилось о возможности включения выставочного киберспортивного турнира в программу Игр в Париже в 2024 году, теперь говорят о выставочном турнире уже в Токио нынешним летом, в апреле этого года Международный олимпийский комитет объявил о сотрудничестве с пятью международными спортивными федерациями и издателями игр для создания Олимпийской виртуальной серии – киберспорт без пяти минут олимпийский вид спорта или остаются какие-то подводные камни?
"Сейчас и Global Esports Federation, и IeSF занимаются этим вопросом, они сотрудничают, поскольку у них одна общая цель – признание киберспорта олимпийским видом и его попадание на Олимпиаду, включение в медальный зачет Игр.
Так что, думаю, можно вполне говорить о ближайшем олимпийском будущем киберспорта: на Азиатских Играх он получит официальное признание в следующем году, Международный Олимпийский Комитет посмотрит на выхлоп этого турнира, посмотрит на просмотры – и наверняка получит основания для положительного решения. МОКу ведь необходимо привлечь к Олимпиаде новую аудиторию, и для этого им просто жизненно необходимо включить киберспорт в программу Игр.
Думаю, что уже на следующей Олимпиаде в Париже мы увидим киберспорт в медальном зачете и узнаем имена первых олимпийских чемпионов по e-спорту. Проект Олимпийской виртуальной серии сейчас уже на этапе становления, в этом году в Японии пройдут выставочные соревнования в рамках Токио-2020, их организовывает внешний спонсор, Intel, там будут Rocket League и Street Fighter, туда сейчас отбираются люди со всего мира, в том числе и казахстанцы пытаются это сделать.
Подводные камни те же, что и раньше: у нас, в отличие от футбола, где все сведено под эгиду FIFA, есть ряд международных структур, достижение договоренностей между которыми занимает время. Плюс есть издатели игр, которые также должны быть вовлечены в переговорный процесс – это может его несколько растянуть по времени, но решающим фактором для положительного решения со стороны МОК, мне кажется, станет следующая Азиада в Ханчжоу".
- Где к Азиаде будет готовиться национальная сборная? Внутри страны или выедет на буткемп в Европу или в тот же Китай?
"Учебно-тренировочный сбор проведем в Казахстане: либо в Нур-Султане, либо в Алматы. Мы вообще хотели бы арендовать какую-то дислокацию, которую можно будет оборудовать компьютерами и постоянно использовать в качестве подготовки наших команд и игроков к международным стартам…".
- Речь идет о возведении киберарены?
"Нет, пока хотя бы об аналоге тренировочного футбольного поля: футболисты ведь не на игровом стадионе тренируются постоянно, у них есть базы, на которых они могут проводить разносторонние занятия. Мы тоже хотим создать такие условия: арендовать помещение, где будет установлено оборудование, хорошие, дорогие компьютеры, со всеми девайсами, чтобы команды могли там полноценно тренироваться.
А киберарена – это совершенно другой уровень: это сооружение, позволяющее не только тренироваться, но и проводить полноценные турниры, со зрителями на трибунах, когда эпидемиологическая ситуация позволит. Сейчас вопрос строительства киберарен находится на стадии обсуждения с потенциальными спонсорами, но нам еще предстоит пройти утверждение требований к таким сооружениям.
Это вопрос будущего, но не столь уж и отдаленного: у всех есть понимание того, что появление в стране киберарен – это большой шаг к приходу крупных международных ивентов в Казахстан. Так что в появлении такого объекта в стране заинтересованы все любители киберспорта".
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/sport/cybersport/1917098-qcf-obeschaet-kibersportsmenam-kazahstana-intensivnyy-mezhdunarodnyy-kalendar/