18 июля текущего года заместитель председателя Комитета по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта РК подписала документ №194 о дополнении спортивных дисциплин для киберспорта. Так, в рамках нового приказа, в число киберспортивных дисциплин было включено спортивное программирование. Теперь, как отмечают в пресс-службе Qazaq Cybersport Federation (QCF), это одна из новых, и не менее приоритетных задач федерации, передает NUR.KZ.
История спортивного программирования тянется с 1970 года, тогда в Техасском университете (США) было проведено первое студенческое соревнование по программированию ICPC. В разное время спонсорами международных турниров становились технологические гиганты — IBM, Apple, Microsoft.
Сегодня это некий «бенчмарк» умелого и талантливого программиста, задача которого – в сжатые сроки найти решение для определенной IT-задачи, то есть оперативно найти ключ для закрытой двери.
Ежегодно программисты со всего мира (главным образом, студенты) встречаются на командных и индивидуальных турнирах. Самые престижные – старейший в своем роде чемпионат ICPC (International Collegiate Programming Contest), конкурс Google Code Jam, олимпиада IOI.
Участники соревнований обычно сражаются не только за денежные призы или поступление в ведущие технические университеты: победа на престижных турнирах по спортивному программированию часто сопровождается вакансиями в крупнейшие корпорации.
В Казахстане соревнования по спортивному программированию происходили не часто, в основном развитием сферы занимались образовательные организации: в Алматы — КБТУ и МУИТ, в Нур-Султане — Назарбаев Университет и Astana IT University.
На локальном уровне университеты проводят соревнования, а победители получают ценные призы, а главное – возможность участвовать в других, уже международных турнирах в составе сильной команды.
К примеру, в этом году, 24 апреля, в стенах Astana IT University стартовала ежегодная командная олимпиада по спортивному программированию AITU Open 2022, где главным призовым фондом был 1 млн тенге и гранты на обучение в Astana IT University.
Участие в олимпиаде в 2022 году приняли более 150 команд, состоящих до 3 участников в онлайн- и офлайн-форматах. Среди них были школьники, студенты и профессионалы сферы IT.
Обычно такие олимпиады в Казахстане включают в себя задачи по алгоритмическому программированию, решения которых могут быть написаны на языках программирования С++, Java, Pascal и Python.
Тесты отличаются высоким уровнем научного содержания и математики, требуют для своего выполнения знания алгоритмов и структур данных. Но, также, от спортивных программистов требуется не только решать алгоритмические задачи, но и делать это быстро и оптимально.
Такие навыки даются непросто. Так, подготовка к некоторым чемпионатам, как говорят эксперты, может занимать по 20-30 часов в неделю: участие в сборах, прохождение отборочных турниров и квалификаций.
По словам генерального секретаря QCF Алибека Аханова, развитие спортивного программирования в Казахстане стимулирует пропаганду научных знаний, а также способствует развитию интереса к сфере информационных технологий, повышению интереса у школьников и студентов к изучению алгоритмов, структур данных и математики.
По его словам, спортивное программирование – это еще один инструмент для поиска талантливой молодежи.
"Мы создадим все необходимые условия для их поддержки талантливых программистов. Наш опыт в развитии киберспортивной инфраструктуры также позволит нам быстро переориентироваться на программирование, поскольку в обоих случаях присутствует соревновательный фактор: отборы и квалификации, стадии плей-офф, большие гранд-финалы.
То, чем мы занимаемся с 2017 года – создаем турниры и площадки для реализации компетенций казахстанцев. Мы убеждены, что спортивное программирование станет популярным массовым спортом в нашей стране, которая славится своими выдающимися программистами.
Мы планируем, что со временем в каждом образовательном заведении – будь то школа или ВУЗ – будет своя секция по спортивному программированию", – детализирует Аханов.
Генеральный секретарь федерации подчеркивает, что в ближайшее время казахстанские программисты смогут принять участие в турнирах по спортивному программированию.
Аханов отмечает, что федерация будет использовать наиболее современную методологию проведения турниров, а регламент будет соответствовать нормам олимпийского программирования.
"Мы готовы к полной интеграции и сотрудничеству с IT-сообществом Казахстана, учитывая, что спортивное программирование для многих – одно из самых любимых занятий.
В целом мы знаем, что победители подобных соревнований часто оказываются в крупных IT-компаниях, поэтому мы ждем чего-то действительно увлекательного. К тому же, спортивное программирование в перспективе может стать еще одним социальным лифтом для казахстанцев", – резюмирует представитель QCF.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/sport/cybersport/1981374-federatsiya-kibersporta-kazahstana-zaymetsya-razvitiem-sportivnogo-programmirovaniya/