Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Самодисциплина и упорство: какие качества и умения нужны будущему моряку

Опубликовано:

Мужчина в каске стоит на носу корабля
Мужчина на носу корабля: Pexels

Этот рассказ для тех, кто ищет призвание, и для тех, кто уже решил стать моряком. Какие нужны качества и чему учат в военно-морском училище, рассказывает капитан 1-го ранга запаса Аскар Дуйсенбиев.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
close
Данный текст создан автоматически при помощи ИИ и не проходил проверку редактора, поэтому может содержать фактологические или грамматические ошибки. Подробности в публикации
  • Капитан 1-го ранга запаса Аскар Дуйсенбиев рассказывает о важности самодисциплины и упорства для будущих моряков, основываясь на своем опыте обучения в военно-морском училище.
  • Автор описывает свой путь от школьника в Кызылординской области до курсанта престижного Высшего военно-морского училища им. Фрунзе в Ленинграде, подчеркивая необходимость постоянного самосовершенствования и преодоления трудностей.
  • В материале раскрываются особенности профессии штурмана, важность технических знаний и непрерывного обучения для успешной карьеры на море.

Оглядываясь назад, я могу сказать, что мой путь к морю начался задолго до того, как я впервые ступил на палубу корабля. Книги – вот ключ к новым горизонтам. Читая о море, я понял, что оно не прощает слабости и требует дисциплины. Эту истину я усвоил еще на суше, и она стала фундаментом моей морской карьеры.

Наша семья жила в Кызылординской области, естественно, мы с моими братьями учились в поселковой школе, я был ударником — четверки и пятерки. Все давалось как будто бы легко и просто. Думал, что этого достаточно, но я был не прав.

Я знал, что хочу стать моряком, уже в 10 классе 

Мечтая о военной карьере, после 7 класса я поступил в Республиканскую спецшколу в Алма-Ату. Конкурс был огромный! В столице уровень знаний был высоким, новый для меня уровень требований. Я оказался не совсем готов, пошли тройки вперемешку с четверками. Особенно трудно давалась физика.

Но я не мог позволить себе быть посредственностью (қазақша айтқандай, ар намыс). Зачастую я вставал на час раньше. Каждый вечер я засиживался над учебниками, пока глаза не начинали слипаться. Пытался зубрить материал, но это не сильно помогало.

Лучший путь — это задавать вопросы самому себе и находить ответы. Это было труднее, но результативней. В общем, это была борьба с собой, со своими слабостями, со своей ленью. Это, наверное, самая тяжелая битва. 

К середине восьмого класса я опять стал ударником. Это была маленькая победа, но она дала мне понять, что все получится, только немного пота и упорства. Наши прекрасные учителя всегда настраивали нас на то, что это только начало большого пути. Отдельное спасибо моим учителям! Благодаря их стараниями все мы ставили себе высокие цели.

В десятом классе я уже точно знал: морская служба — это то, чего я хочу. Но не мои родители. Они видели во мне юриста или что-то вроде того. Мне говорили: «Где море и где наш Казахстан? Забудь!». Дискуссии, убеждения и даже угрозы меня не пробивали, я стоял на своем. В итоге, упорство взяло свое и даже мама сказала, что если морской вуз, то только в Ленинград.

Расскажите нам свою историю!

Вы можете написать нам в WhatsApp или на почту.

Стиснуть зубы и работать: вызовы прославленного вуза

1986 год, Ленинград (сейчас Санкт-Петербург). Высшее военно-морское училище им. Фрунзе — самое престижное военно-морское учебное заведение СССР. Поступить сюда мечтали ребята со всего Союза. Основанное еще Петром Первым в 1701 году, его закончили адмиралы, знаменитые композиторы и даже художники. ВВМУ им. Фрунзе (ныне Морской корпус Петра Великого) занимает целый квартал на Васильевском острове. Стены украшают мраморные доски с великими именами. Мечтать учиться здесь и учиться в этих прославленных стенах — это, я вам скажу, вещи разные!

И снова я оказался не готов к вызовам столичного уровня. Снова пришлось стиснуть зубы и работать. Работать так, будто от этого зависела моя жизнь, потому что в море  это действительно так.

Преподаватели нашего училища были профессионалами высочайшего уровня. У каждого за спиной тысячи миль дальних походов, боевой подготовки и опыт работы с личным составом. За пару часов общения с умудренным жизнью морским офицером можно понять глубины философии. Такой вот золотой фонд страны! 

Ну а жизнь в училище идет своим чередом, и пять лет учебы можно условно представить так: 

  • 1 курс. Девиз «Приказано выжить!»: день и ночь сменяются калейдоскопом, ночные дежурства, занятия по 6–8 часов, физподготовка и еще много всего, что выжимает из тебя все соки. 
  • 3 курс. Девиз «Веселые ребята»: курсант уже все знает, все успевает, у него еще куча времени на такую роскошь, как свободное время.
  • 5 курс. Девиз «Господа офицеры»: курсантам пятого курса можно дискутировать с командирами и вальяжно посматривать на младшие курсы.

Говоря начистоту, я не стремился быть круглым отличником, ведь столько всего еще есть кроме учебы: футбол, походы на природу, в музеи и кино! Но и плестись в хвосте — нет уж, это не по мне. К концу первого курса я снова был в числе лучших. Дальше уже по накатанной дорожке дошел до выпуска в звании лейтенанта и с дипломом штурмана. За пять лет в стенах нашего славного училища я получил те знания, которые помогают мне по жизни и по сию пору. Скажу по секрету: я все еще учусь…

Мужчины на палубе корабля
Люди стоят на палубе корабля: Pexels

Кто такой штурман и что он должен уметь 

Какую же профессию я получил? Кто такой штурман? Основная задача штурмана — это точно знать координаты корабля в море. Любыми доступными средствами он должен быть способен определить место корабля. Морские карты нас учили читать как книгу.

Прокладывая маршруты, штурман должен учитывать глубины, морские течения, навигационные опасности и многое другое. Мы изучали морскую астронавигацию, радионавигационные системы, включая спутниковую навигацию, магнитный и гирокомпасы, радары и эхолоты. В общем, технические знания давались в огромном объеме.

Знания, профессиональные навыки — это единственный багаж, который не гнет спину. Наоборот, он дает силы идти вперед, он всегда при тебе. В море это особенно важно. Там нет места ошибкам и нет времени на сомнения.

Дисциплина, которую я воспитал в себе, стала моим спасательным кругом. Она помогала мне не сдаваться, когда казалось, что сил больше нет. Она заставляла меня вставать на вахту, даже когда шторм швырял корабль как щепку. А такое было не раз!

Море учит многому. Но главный урок я получил еще на суше: никогда не переставай учиться. Как-то Генри Форд сказал: «Если деньги — это ваша единственная надежда на независимость, вы никогда не получите ее. Единственная реальная защита в этом мире, которую может иметь человек, — это запас знаний, опыта и способностей». А уж он-то знал, о чем говорил! Никогда не думай самоуспокоительно, что ты знаешь достаточно. Потому что море, а в более широком смысле жизнь, всегда найдет способ доказать тебе обратное.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/stories/2176928-samodisciplina-i-uporstvo-kakie-kachestva-i-umeniya-nuzhny-budushchemu-moryaku/