Top.Mail.Ru
Технологии

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Какими проектами занимаются казахстанские IT-специалисты, рассказал глава АО "НИТ"

Опубликовано:

АО «НИТ» - значимая компания в области информационных технологий, отечественный IT-флагман, реализовавший один из крупнейших цифровых проектов – платформу Egov. Компания активно работает над созданием «Smart Bridge», сотрудничает с зарубежными компаниями, взаимодействует со стартапами.

Какими проектами занимаются казахстанские IT-специалисты, рассказал глава АО "НИТ"
Какими проектами занимаются казахстанские IT-специалисты, рассказал глава АО "НИТ": UGC

Председатель правления АО «НИТ» Асет Турысов подробно рассказал нам о том, какими проектами на данный момент занимаются отечественные IT-специалисты.

Добрый день, Асет Нурланович. Национальные информационные технологии – большая компания, флагман казахстанского IT-сектора, но чаще всего Вас ассоциируют с порталом Egov, госуслугами. А что делает НИТ помимо этого?

Нас ассоциируют и с Egov, и с ЦОН, и с начислением штрафов, и со многими другими вещами. На самом деле, это правильно. Ведь НИТ является национальным оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры страны. Проще говоря, мы сопровождаем основные государственные системы, которые работают в режиме онлайн.

К примеру, для получения справки гражданин обращается в ЦОН. Далее сотрудник ЦОНа формирует заявку через Egov, и тут начинается наша работа. Наши системы направляют запрос в государственный орган, далее система госоргана обрабатывает и направляет запрос в систему, после чего справка отображается на мониторе сотрудника ЦОНа.

Так проходит рабочий процесс, где запрос направляется в один госорган. А ведь есть «сложные» справки, где для обработки необходимо участие трех-четырех ведомств, и все это за считанные минуты по 258 услугам и сервисам в электронном виде.

К тому же, в прошлом году мы запустили Телеграмм-Бот @EgovKzBot, где доступны 25 услуг и сервисов. Также обновили мобильное приложение mGov, чтобы казахстанцы могли получать услуги в любое удобное время. Поэтому когда нас ассоциируют с Egov и его компонентами, системами госорганов – это правильно.

Что значит «поддержка систем госорганов»? Как осуществляется сотрудничество с государственными структурами? 

Для успешного получения справки, помимо подписания ЭЦП, необходима корректная работа систем государственных органов. В системах собирается и обрабатывается вся информация от входа запроса до выхода готового документа.

К примеру, в ведении Министерства Юстиции имеется Государственная база данных физических лиц. Благодаря постоянной актуализации данной базы на портале eGov и других системах государственных органов хранится информация о нас с вами. Мы давно привыкли к тому, что не нужно распечатывать, копировать большое количество документов. Достаточно лишь удостоверения личности или ЭЦП. НИТ как раз обеспечивает эту интеграцию и автоматизацию.

Какие новые технологии и разработки будут введены в эксплуатацию в ближайшее время? 

У нас есть четкий план, разработанный Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан». Согласно этому плану мы запустим несколько важных проектов уже в этом году.

Один из них «Smart bridge». Его суть заключается в том, чтобы создать удобную платформу для взаимодействия госорганов и бизнеса. Мы провели несколько встреч с представителями бизнеса и определили 18 наиболее востребованных сервисов у бизнеса. Таким образом, «Smart bridge» объединит ГБД «Физические лица», ГБД Юридические лица», ГБД «Регистр недвижимости», ИС «ЗАГС», Автоматизированную информационную систему органов исполнительного производства, ИС ГДБ «Е-лицензирование», Централизованный банк данных должников «Шектеу». А вход на Витрину сервисов будет производится посредством Единого портала информационных ресурсов госорганов (ЕПИР ГО).

К слову, ЕПИР ГО также разрабатываем мы. Это будет одна площадка, на которой мы разместим не только страницы министерств, акиматов и других государственных органов, но и информацию по всем жизненным ситуациям.

Например, если человек хочет жениться, то он сможет зайти на данный ресурс и получить подробную информацию как вступить в брак. Причем для него все будет расписано коротко и понятно.

Здесь же можно будет заказать услугу. То есть если мы раньше говорили, что не нужно ходить в ЦОН за поиском информации и получением услуг, то теперь не нужно будет и бороздить интернет, достаточно зайти на один сайт и быстро найти всю информацию, получить услугу. 296 сайтов госорганов объединятся с eGov.kz на ЕПИР ГО, т.е. мы реализуем принцип одного окна онлайн.

Также в этом году мы обновляем мобильное приложение «электронного правительства» - mGov. Сейчас ведутся работы по разработке нового дизайна, увеличению количества услуг, реализации новых сервисов. Например, «Smart Contract» - это альтернативный способ заключения договорных отношений с применением технологии блокчейн, который ускоряет процесс заключения сделки и обеспечивает безопасность хранения данных.

Какими проектами занимаются казахстанские IT-специалисты, рассказал глава АО "НИТ"
Какими проектами занимаются казахстанские IT-специалисты, рассказал глава АО "НИТ": UGC

Вопрос информационной безопасности интересует многих. Иногда даже в соцсетях обсуждается вопрос незащищенности базы физических лиц. Вы, как профессионал, скажите, чего нужно действительно опасаться? Часто ли сервисы НИТ подвергаются кибератакам? 

Мы уделяем особое внимание вопросам обеспечения информационной безопасности. Нами совместно с ГТС КНБ РК и Комитетом информационной безопасности МЦРИАП РК проработаны все меры защиты информации и баз данных наших граждан. Только в 2018 году 143 миллиона атак было совершено на сайты госорганов. Все они были успешно отражены. Благодаря наличию современных устройств обнаружений за первое полугодие 2019 года было зафиксировано и заблокировано 1,2 млн. событий информационной безопасности. С начала года ежедневно обрабатываются более 2000 событий, и на текущий момент выявлено более 150 инцидентов информационной безопасности: это как различного рода спамы, фильтрация трафика и троянский вирус, так и крупные кибератаки.

К тому же, мы получили лицензию, которая дает нам право создать оперативный центр информационной безопасности. Одной из основных задач этого центра станет сбор в единой точке всей информации по возникающим событиям и инцидентам информационной безопасности государственных органов. Затем эта информация будет проанализирована и направлена в Национальный координационный центр информационной безопасности РГП «Государственная техническая служба».

Вы постоянно придумываете новые сервисы, услуги, а привлекаете ли вы к этой работе казахстанские IT-компании? Может, реализуете совместные проекты? 

Конечно, НИТ сотрудничает с казахстанскими IT-компаниями. Многие из них готовы предложить уникальные решения и разработки. К тому же одно из направлений госпрограммы «Цифровой Казахстан» - развитие казахстанского ИТ-рынка, согласно которому мы, как нацкомпания, должны участвовать в создании благоприятных условий для отечественных компаний. Сейчас некоторые из этих компаний являются исполнителями или подрядчиками в наших проектах, многие разрабатывают собственные проекты и предлагают готовые решения.

Мы также взаимодействуем со стартапами. К примеру, сервис по проверке контрагентов «Kompra», который проверяет юридические и физические лица Казахстана и России более чем по 100 показателям благонадежности. Стартап собирает информацию из открытых источников, в том числе проектов АО «НИТ» портала Egov и портала «Открытые данные».

Мы всегда открыты для новых проектов и нацелены на развитие цифровизации страны, а участие рынка в данном вопросе является весьма приоритетным.

Как известно, IT-специалисты, особенно разработчики, востребованы на рынке. Как вы привлекаете хорошие кадры? 

Вы правы, сейчас найти и удержать хороших специалистов непросто. Многие наши сотрудники пришли в НИТ много лет назад и начинали с позиции специалиста. Сейчас большинство из них занимают руководящие должности и весьма ценны для компании. Часто к нам приходят совсем неопытные, молодые ребята, которые вырастают до высокопрофессиональных разработчиков. Вообще НИТ известен как кузница кадров в IT. У нас большой накопленный опыт, которым мы готовы делиться.

Вполне естественно, что учитывая объем и ритм работы, не все, кто приходит в НИТ, выдерживают нагрузку. Но тот, кто готов участвовать в больших проектах и быть причастным к цифровизации страны, остается с нами надолго.

Планируете ли вы выходить на зарубежные рынки? Может, участвовать в международных проектах? 

Да, на данный момент АО «НИТ» ведет работу по заключению двусторонних меморандумов о сотрудничестве с ведущими ИКТ-компаниями стран СНГ. Мы стремимся установить новые отношения и развиваем уже существующие партнерства.

Недавно мы заключили трехстороннее соглашение между Холдингом «Зерде», АО «НИТ» и ГУП «Центр управления проектами электронного правительства и цифровой экономики при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан».

Сегодня у нас есть отличная возможность для развития регионального сотрудничества и расширения связей между цифровыми лидерами различных стран.

В рамках Евразийского экономического союза планируется внедрение электронных паспортов транспортных средств на территории ЕЭС. И Постановлением Правительства РК АО «НИТ» определен национальным оператором в рамках этого проекта.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/technologies/business/1801991-kakimi-proektami-zanimautsa-kazahstanskie-it-specialisty-rasskazal-glava-ao-nit/