Казахстанский малый бизнес учится большому экспорту
Опубликовано:
Все больше казахстанских компаний из категории малый и средний бизнес ориентируют свои производства на внешние рынки. Помощь в освоении экспортных направлений оказывает компания-единый оператор по поддержке и развитию экспорта АО «QazTrade». В уходящем году QazTrade запустила две программы для начинающих экспортеров.
В последние несколько лет в Казахстане наметилась тенденция, что производители самостоятельно начинают осваивать экспортные направления, не пользуясь или минимизируя объем услуг посреднических компаний – трейдеров. Впрочем, и сами трейдеры становятся все более профессиональными, расширяя горизонты партнерства по поставкам казахстанских товаров всех видов.
Как бы то ни было, но и те, и другие ищут главное - правильную точку входа в рынок. Золотое правило трейдера гласит:
"Основой успешной торговли является фиксирование убытков на низком уровне и дозволение роста прибыли".
И для этого немаловажным является объем знаний о рынке, куда бизнес собирается выходить со своим продуктом: его потребности, условия для импорта, стоимости торговой логистики и т.п.
Компания QazTrade, ставшая с 2021 года основным оператором государства по поддержке и развитию экспорта, в текущем году основала академию QazTrade, в которой обучает бизнес азам и тонкостям ведения международной торговли.
На начинающие и малые предприятия ориентирован проект компании, реализуемый за счет финансирования Европейского Союза совместно с Международным торговым центром - Ready4Trade Central Asia (Центральная Азия готова к торговле).
"Суть проекта – активизировать торговые контакты между некрупным бизнесом всех стран нашего региона, научить предпринимателей особенностям трансграничной торговли. Кроме того, в рамках проекта мы помогаем им освоиться и на международных электронных площадках, что дает бизнесу возможность расширить географию экспорта гораздо дальше Центральной Азии", - рассказал Ожет Шегирбаев, директор департамента маркетинга и электронной коммерции.
В этом году в проекте приняли участие 40 казахстанских компаний, которые проходят коучинг у национальных тренеров, и получают необходимые компетенции по таким вопросам, как проактивное продвижение своей продукции, маркетинг, фото и видеосъемка продукции для размещения на электронных площадках.
Акцент сделан на eBay. 4 казахстанские компании уже разместили свою продукцию на маркетплейсе. Причем расходы на первые полгода ведения магазина на eBay, обучение и консультационную поддержку покрывают USAID и в рамках проекта R4ТCA. То есть, бизнес не тратит на получение новых знаний и на продвижение своих товаров на маркетплейсе ни копейки.
QazTrade, как сервисный оператор, обучает также предпринимателей доступу на международные торговые интернет-площадки, такие, как Amazon, eBay, Ozon, Rakuten и другие.
В рамках академии QazTrade в этом году запущен еще один коучинг курс – «Умный экспорт». 8 дней более 100 компаний вместе с топовыми экспертами в области развития и продвижения экспорта проходили обучение по наиболее актуальным тематикам в сфере экспорта, узнавали про все возможности и «подводные камни» ведения экспортной деятельности, разбирали практические кейсы. Причем вебинары были доступны всем желающим: от начинающих экспортеров товаров и услуг до действующих «акул» внешней торговли РК. Видео со всеми вебинарами находится в свободном доступе на портале единого окна для экспортеров export.gov.kz.
Как утверждают в компании, программы обучения QazTrade выстроены на основе заявок предпринимателей.
"Мы работаем в тесной связи с бизнесом. И анализ вопросов и просьб, с которыми предприниматели обращаются в компанию, потом ложится в основу тематик, по которым проводится обучение. К нам часто обращаются с просьбами разъяснить особенности технического регулирования в странах, который бизнес рассматривает как потенциальный рынок. Просят помочь с анализом востребованности тех или иных товаров, с особенностями выхода на торговые сети разных стран или научить тонкостям ведения переговоров. Нас очень радует, что число таких вопросов растет – это значит, казахстанские предприниматели все больше стремятся ориентировать свое производство на экспорт. Чем больше производителей будут «смотреть за рубеж», тем выше будет качество товаров. Ведь в конкурентной борьбе одинаковой продукции разных производителей потребитель отдаст предпочтение той, что выше по качеству и адекватна по цене", - пояснил Ожет Шегирбаев.
Чтобы обеспечить «адекватность» по цене государство помогает производителям финансово: экспортерам возмещается до 80% затрат на транспортировку и до половины всех трат на маркетинговое продвижение за границей, на оплату офисов и складов.
По итогам 9 месяцев 2021 года объем несырьевого экспорта в РК вырос до 14 млрд долларов (для сравнения, за весь 2020 год он был ниже 15,4 млрд долларов).
Почти 80% действующих экспортеров обработанных товаров относятся к малым и средним предприятиям. Номенклатура экспортных казахстанских товаров – около 5000 наименований: от нефтепродуктов, металлопроката и продукции машиностроения до товаров легкопрома, бытовой химии и предметов обихода. Они поставляются в 120 стран мира.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/technologies/business/1946940-kazahstanskiy-malyy-biznes-uchitsya-bolshomu-eksportu/