Top.Mail.Ru
Технологии

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Beeline Казахстан возглавил рейтинг самых инновационных компаний страны

Опубликовано:

Kazakhstan Growth Forum
Фото: Beeline Казахстан

Beeline Казахстан признан самой инновационной компанией страны по результатам исследования, представленного на Kazakhstan Growth Forum. Цифровой оператор, которым пользуются 11 миллионов казахстанцев, возглавил рейтинг благодаря широкому применению передовых технологий и успешной трансформации в IT-компанию, передает корреспондент NUR.KZ.

Стоит отметить, что более 9 миллионов клиентов Beeline пользуются различными сервисами, которые предоставляет оператор. Среди них – фильмы, игры, музыка, оплата покупок и даже получение кредитов, также экосистема позволяет хранить свои данные на облаке.

Как отмечает CEO Beeline Казахстан Евгений Настрадин, идея о том, что оператор станет не просто каналом для передачи интернет-контента абоненту, а будет улучшать жизнь пользователя с помощью цифровых решений, пришла еще в 2018 году. Тогда и началась трансформация популярного оператора связи.

Со временем разработчики компании внедрили новые технологии, такие, как биометрия, которая позволяет ускорить авторизацию и обслуживание в офисах; а приложение Beeline анализирует интересы пользователей и персонализирует главную страницу, делая ее отличной от других.

Алексей Шаравар
Алексей Шаравар. Фото: Beeline Казахстан

А в 2023 году компания расширила возможности разработки и создала дочернюю компанию QazCode, которая предоставляет решения не только для Beeline, но и для других казахстанских и зарубежных компаний. Большую роль в этом сыграла собственная команда разработчиков, ведь, как говорит CEO QazCode Алексей Шаравар, чужие готовые решения не адаптированы к местным особенностям и их нужно дорабатывать.

Так, в 2020 году у Beeline появился чат-бот Дана, обрабатывающий запросы абонентов без участия оператора контакт-центра. Бот быстро обрел популярность - только за первый год к Дане обратились порядка 188 тысяч раз, а на сегодня - уже более 7 миллионов раз. В 97% случаев Дана помогла решить вопросы самостоятельно. Но чем большую востребованность обретала Дана, тем больше вызовов ожидало разработчиков.

Ведь обращения к боту поступают на казахском и русском языках, к тому же, язык обращения может меняться в процессе разговора. Потому нужно было запустить технологию, которая сможет обеспечить абонента качественной технической поддержкой на обоих языках, переключаясь между ними. Так появилась Kaz-RoBERTA, большая языковая модель на казахском языке и первый опыт Beeline в LLM.

Языковая модель KazRoBERTA
Фото: Beeline Казахстан

Она может распознавать язык, переводить, резюмировать и даже понимать тональность текста. К слову, сегодня искусственный интеллект обрабатывает более трети всех обращений на казахском языке, что составляет около 55 тысяч запросов в месяц или миллион за полтора года работы.

KazRoBERTA вдохновила команду на следующий шаг — создание полноценной модели KAZ-LLM, которая поможет сократить цифровой разрыв между языковыми группами. Большинство современных ИИ-систем разработаны для английского, китайского и других международных языков, что затрудняет доступ к ним для казахстанцев. Цель Beeline — создать GPT, который будет учитывать особенности казахского языка. Сейчас его разработкой занимаются специалисты QazCode совместно с рабочей группой из Института умных систем и искусственного интеллекта при Назарбаев Университете.

При этом и тут оператора ждали определенные вызовы. Первый — это создание базы данных для обучения модели. Для KAZ-LLM было собрано 20 миллиардов токенов — это эквивалентно 200 тысячам книг. Каждый токен представляет собой несколько символов текста, и чем больше токенов, тем лучше искусственный интеллект понимает контекст.

KAZ-LLM
Фото: nextplatform.com

После этого начинается этап тренировки модели. ИИ анализирует все данные, ищет закономерности и связи. Этот процесс длится около 50 дней и требует мощных вычислительных ресурсов. Beeline предоставил рабочей группе серверы, которые могут обрабатывать большие объемы данных.

Затем модель должна пройти тестирование, которое проверит ее способность понимать контекст и особенности казахского языка. Это непростая задача, поскольку тест нужно создавать с нуля. Однако разработчики уверены в успехе и планируют презентовать модель до конца года.

Создание KAZ-LLM — это не просто дань моде на искусственный интеллект, а важный шаг к цифровому будущему, отмечает Алексей Шаравар. По его словам, KAZ-LLM откроет доступ к передовым технологиям на родном языке, что позволит казахстанским специалистам, в том числе, врачам и учителям, достичь мирового уровня, даже находясь в отдаленных регионах.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/technologies/business/2175485-beeline-kazahstan-vozglavil-reyting-samyh-innovacionnyh-kompaniy-strany/