Beeline Казахстан возглавил рейтинг самых инновационных компаний страны
Опубликовано:
Beeline Казахстан признан самой инновационной компанией страны по результатам исследования, представленного на Kazakhstan Growth Forum. Цифровой оператор, которым пользуются 11 миллионов казахстанцев, возглавил рейтинг благодаря широкому применению передовых технологий и успешной трансформации в IT-компанию, передает корреспондент NUR.KZ.
Стоит отметить, что более 9 миллионов клиентов Beeline пользуются различными сервисами, которые предоставляет оператор. Среди них – фильмы, игры, музыка, оплата покупок и даже получение кредитов, также экосистема позволяет хранить свои данные на облаке.
Как отмечает CEO Beeline Казахстан Евгений Настрадин, идея о том, что оператор станет не просто каналом для передачи интернет-контента абоненту, а будет улучшать жизнь пользователя с помощью цифровых решений, пришла еще в 2018 году. Тогда и началась трансформация популярного оператора связи.
Со временем разработчики компании внедрили новые технологии, такие, как биометрия, которая позволяет ускорить авторизацию и обслуживание в офисах; а приложение Beeline анализирует интересы пользователей и персонализирует главную страницу, делая ее отличной от других.
А в 2023 году компания расширила возможности разработки и создала дочернюю компанию QazCode, которая предоставляет решения не только для Beeline, но и для других казахстанских и зарубежных компаний. Большую роль в этом сыграла собственная команда разработчиков, ведь, как говорит CEO QazCode Алексей Шаравар, чужие готовые решения не адаптированы к местным особенностям и их нужно дорабатывать.
Так, в 2020 году у Beeline появился чат-бот Дана, обрабатывающий запросы абонентов без участия оператора контакт-центра. Бот быстро обрел популярность - только за первый год к Дане обратились порядка 188 тысяч раз, а на сегодня - уже более 7 миллионов раз. В 97% случаев Дана помогла решить вопросы самостоятельно. Но чем большую востребованность обретала Дана, тем больше вызовов ожидало разработчиков.
Ведь обращения к боту поступают на казахском и русском языках, к тому же, язык обращения может меняться в процессе разговора. Потому нужно было запустить технологию, которая сможет обеспечить абонента качественной технической поддержкой на обоих языках, переключаясь между ними. Так появилась Kaz-RoBERTA, большая языковая модель на казахском языке и первый опыт Beeline в LLM.
Она может распознавать язык, переводить, резюмировать и даже понимать тональность текста. К слову, сегодня искусственный интеллект обрабатывает более трети всех обращений на казахском языке, что составляет около 55 тысяч запросов в месяц или миллион за полтора года работы.
KazRoBERTA вдохновила команду на следующий шаг — создание полноценной модели KAZ-LLM, которая поможет сократить цифровой разрыв между языковыми группами. Большинство современных ИИ-систем разработаны для английского, китайского и других международных языков, что затрудняет доступ к ним для казахстанцев. Цель Beeline — создать GPT, который будет учитывать особенности казахского языка. Сейчас его разработкой занимаются специалисты QazCode совместно с рабочей группой из Института умных систем и искусственного интеллекта при Назарбаев Университете.
При этом и тут оператора ждали определенные вызовы. Первый — это создание базы данных для обучения модели. Для KAZ-LLM было собрано 20 миллиардов токенов — это эквивалентно 200 тысячам книг. Каждый токен представляет собой несколько символов текста, и чем больше токенов, тем лучше искусственный интеллект понимает контекст.
После этого начинается этап тренировки модели. ИИ анализирует все данные, ищет закономерности и связи. Этот процесс длится около 50 дней и требует мощных вычислительных ресурсов. Beeline предоставил рабочей группе серверы, которые могут обрабатывать большие объемы данных.
Затем модель должна пройти тестирование, которое проверит ее способность понимать контекст и особенности казахского языка. Это непростая задача, поскольку тест нужно создавать с нуля. Однако разработчики уверены в успехе и планируют презентовать модель до конца года.
Создание KAZ-LLM — это не просто дань моде на искусственный интеллект, а важный шаг к цифровому будущему, отмечает Алексей Шаравар. По его словам, KAZ-LLM откроет доступ к передовым технологиям на родном языке, что позволит казахстанским специалистам, в том числе, врачам и учителям, достичь мирового уровня, даже находясь в отдаленных регионах.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/technologies/business/2175485-beeline-kazahstan-vozglavil-reyting-samyh-innovacionnyh-kompaniy-strany/