Top.Mail.Ru
Технологии

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Как Казахстан внедряет искусственный интеллект и к чему это приведет

Опубликовано:

Девушка на фоне разноцветного экрана с компьютерными кодами
Девушка на фоне экрана с кодом: Pexels

Как ИИ меняет ключевые бизнес-процессы? Как он влияет на работу сотрудников и почему компаниям нужно внедрять ИИ уже сегодня? Разъяснения дала эксперт международной IТ-компании IBA Group Зухра Ливицкая.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
close
Данный текст создан автоматически при помощи ИИ и не проходил проверку редактора, поэтому может содержать фактологические или грамматические ошибки. Подробности в публикации
  • Казахстан активно внедряет искусственный интеллект в различные сферы бизнеса, включая финтех, ритейл, FMCG и фармацевтику, что позволяет оптимизировать бизнес-процессы и повысить эффективность работы компаний.
  • По мнению эксперта IBA Group Зухры Ливицкой, внедрение ИИ не приведет к массовой потере рабочих мест, а изменит формат работы сотрудников, позволив им сосредоточиться на стратегических задачах.
  • Компаниям в Казахстане рекомендуется внедрять ИИ-решения уже сейчас, чтобы получить конкурентное преимущество и накопить опыт работы с этими технологиями до того, как они станут отраслевым стандартом.

Казахстан стремительно внедряет искусственный интеллект. Госпрограмма по его развитию на 2024–2029 годы предполагает создание экосистемы для расцвета таких технологий в стране. Но готов ли бизнес и целые отрасли довериться неживым извилинам?

На каком этапе развития ИИ в Казахстане и сократят ли из-за него людей? 

Последние несколько лет в новостях, на конференциях или семинарах мы слышим такие слова, как «искусственный интеллект» и «интернет вещей». Раньше у нас не было полного понимания, что стоит за этим терминами, так как мы были не на том уровне IТ-развития и не могли масштабно использовать эти технологии. 

Но сегодня Казахстан уже достиг мирового уровня IТ-зрелости, и искусственный интеллект уже не что-то страшное из фильма «Терминатор», он стал обыденностью. Мы уже понимаем, как искусственный интеллект помогает нам в бизнесе, и применяем его для решения разных задач. Например, мы научились использовать его в аналитике данных для прогнозирования поведения покупателей или подбора рекомендаций. Приведу пример маркетплейса Kaspi. Площадка использует нейронные сети, которые позволяют более точечно и таргетированно предлагать определенные продукты определенным категориям граждан. 

С развитием искусственного интеллекта всегда возникает вопрос, уменьшит ли он количество рабочих мест? Комментирует эксперт IТ-гиганта IBA Group Зухра Ливицкая: 

Пока нет аналитики, которая однозначно бы отвечала на этот вопрос. Если оглянуться в прошлое, то обеспокоенность о потере рабочих мест была, и когда мы внедряли первые ERP-системы. Но как показала практика, кому-то нужно вводить данные в систему, администрировать ее, поддерживать и развивать. Поэтому люди не потеряли свои рабочие места, изменился формат их работы и обязанности

Появление ИИ — это еще один вызов людям, ведь сотрудникам нужно будет быстро поднять свой уровень, квалификацию и показать свою ценность работодателю. На искусственный интеллект будут переложены рутинные и однотипные действия, а люди будут уделять больше времени стратегическим задачам, нестандартным случаям, аналитике. 

Мужчина держит в руках телефон с приложениями для использования ИИ
Телефон с приложениями для работы с ИИ: Unsplash/Solen Feyissa

Как компаниям поможет искусственный интеллект, какие задачи ему поручат?

Искусственный интеллект находит применение во всех сферах бизнеса и помогает оптимизировать бизнес-процессы практически каждого отдела в компании. Приведу примеры задач для искусственного интеллекта. 

В управлении поставками ИИ прогнозирует потребности в материалах, оптимизирует складские запасы и анализирует надежность поставщиков. Он помогает отслеживать движение товаров в реальном времени, что позволяет быстро реагировать на любые изменения в цепочке поставок.

В сфере HR искусственный интеллект автоматизирует подбор персонала через скрининг резюме и оценку кандидатов. ИИ помогает проводить онбординг и управлять талантами в компании. Он формирует персональные программы обучения, учитывая особенности каждого сотрудника, или отвечает на вопросы вместо сотрудника HR-отдела.

Маркетинг с помощью ИИ становится более точным и эффективным. Система анализирует поведение клиентов, создает персональные предложения и прогнозирует спрос. Искусственный интеллект автоматизирует обработку обращений клиентов и оптимизирует рекламные кампании, повышая их результативность.

В финансовом секторе ИИ автоматизирует работу с документами и формирование отчетности. Система анализирует финансовые потоки, прогнозирует показатели и выявляет возможные риски. На производстве технология обеспечивает предиктивное обслуживание оборудования, контролирует качество продукции и оптимизирует производственные процессы.

Внедрение искусственного интеллекта позволяет не только автоматизировать рутинные операции, но и получать точные данные для стратегических решений. Компании, использующие ИИ, значительно повышают эффективность работы и укрепляют свои позиции на рынке.

Два больших монитора с кодами и телефон стоят на столе
Компьютерные коды на двух больших мониторах: Unsplash/Farzad

Готов ли бизнес в Казахстане к внедрению искусственного интеллекта?  

Проекты по внедрению искусственного интеллекта в Казахстане есть, но, как и с любой новой технологией, какие-то сферы более открыты к инновациям, а какие-то пока наблюдают и присматриваются к ИИ. Из отраслей, где ИИ внедряется в первую очередь, выделю финтех, ритейл и FMCG, а также фармацевтику. 

Один из успешных примеров внедрения ИИ — кейс международной фармацевтической компании SANTO, которая производит более 240 лекарств и сотрудничает с тысячами аптек в Казахстане. Компания столкнулась с типичной для фармацевтического рынка проблемой — сложностью контроля выкладки препаратов и представленности брендов в территориально распределенных аптеках, а также отсутствием эффективных инструментов для мониторинга работы медицинских представителей.

Для решения этой задачи компания внедрила облачный сервис Goods Checker, который использует технологии компьютерного зрения. Это помогло автоматизировать процесс контроля выкладки: медицинские представители с помощью мобильного приложения фотографируют полки, а система автоматически анализирует соответствие планограммам с точностью более 90%. 

Процесс работы выглядит так: медицинский представитель расставляет препараты в соответствии с планограммой, после это фотографирует полку. Теперь приложение, а не менеджер, обрабатывает снимки и показывает результат в режиме реального времени, какие позиции стоят правильно, какие нужно переставить. Программа также показывает, какие товары отсутствуют, чтобы в аптеке это быстро устранили. В итоге время визита медицинского представителя в аптеку занимает меньше пяти минут! 

Goods Checker позволил менеджерам автоматически отслеживать KPI по представленности товаров, соблюдению планограмм и работе сотрудников. Результаты каждого посещения отображаются в аналитической системе сразу после визита. Система формирует подробные аналитические отчеты, где в один клик можно просмотреть данные по представленности товаров на полках, например, процент соответствия выкладки планограммам, соблюдение стандартов мерчандайзинга, наличие на полках по категориям аптек и др. 

Также IТ-решение анализирует работу медицинских представителей: сколько аптек они посетили, какие сделали фотографии, соблюдены ли стандарты по выкладке товаров на полке. Это позволяет объективно оценить работу сотрудников, а также понять ситуацию в отдельно взятом регионе и даже конкретной аптеке. В результате компания получила инструмент для оперативного анализа данных и принятия управленческих решений на основе достоверной информации.

Успешные проекты показывают, что Казахстан следует за мировыми трендами, и бизнес уже активно начинает внедрять ИИ, убеждаясь в его эффективности. 

Если говорить о других отраслях, то производители с помощью ИИ смогут автоматизировать мониторинг заполненности полок и контролировать остатки на складах в режиме реального времени; финтех-компании — распознавать подозрительные банкноты, управлять рисками и активами; логистические предприятия — оптимизировать маршруты и пр. Зухра Ливицкая отмечает:

Все крупные IТ-вендоры будут развивать искусственный интеллект в своих решениях. И от этого не уйти. Искусственный интеллект поможет оптимизировать процессы и ускорить работу сотрудников. Этот кейс — подтверждение тому: компания сократила время визита медицинских представителей в аптеку в несколько раз. Теперь на это уходит меньше пяти минут, а значит, сотрудники смогут посетить больше аптек за рабочий день.

Эксперт предполагает, что искусственный интеллект — это шаг в будущее, и мы придем в конце концов в некоторую дополненную реальность, где объекты той же ERP-системы будут представлены как полуреальные объекты. Например, перемещение со склада на склад будет выглядеть, как перемещение со склада на склад в виртуальной реальности.  

Человек работает с графиками за компьютером
Графики на экране ноутбука: Unsplash/ThisisEngineering

Почему бизнесу в РК выгодно внедрять ИИ-решения уже сегодня? 

Сегодня компании в Казахстане имеют возможность совершить качественный рывок в развитии. Это технология еще не используется в бизнесе повсеместно, и поставщики ИТ-решений заинтересованы в ее развитии и широком применении. 

Компании, которые первыми внедрят искусственный интеллект, смогут накопить опыт работы с такими системами, отладить процессы и подготовить персонал еще до того, как эти технологии станут отраслевым стандартом. Искусственный интеллект поможет существенно оптимизировать затраты и процессы, а также получить значительное конкурентное преимущество. Руководитель проектов в IBA Group Зухра Левицкая резюмирует:

Искусственный интеллект – это не просто модный тренд или дополнительная опция для бизнеса. Это технология, которая в ближайшие годы станет неотъемлемой частью практически всех бизнес-процессов. Те организации, которые сейчас воспринимают ИИ как необязательный «бантик», рискуют в будущем столкнуться с необходимостью догонять более дальновидных конкурентов, уже успевших построить эффективные ИИ-ориентированные процессы и накопить экспертизу в этой области.

По мнению эксперта, текущий момент открывает для компаний Казахстана окно возможностей — шанс получить доступ к передовым технологиям и заложить прочный фундамент для будущего роста.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/technologies/business/2180145-kak-kazahstan-vnedryaet-iskusstvennyy-intellekt-i-k-chemu-eto-privedet/