«Это требование времени»: Аблайхан Оспанов о цифровизации страны и ее влиянии на жизни
Опубликовано:
Цифровизация в Казахстане идет полным ходом. Технический прогресс неудержим, он проникает во все области жизни, изменяет способы общения и организации труда, формы обучения и досуга. Вслед за обычным интернетом с электронной почтой, поисковиками и соцсетями идет «интернет вещей», который интегрирует в одну сеть не только автоматические устройства на производстве, но и услуги, предоставляемые государством. Эта тенденция открывает большие возможности не только для государства, но и для человека в частности.
О цифровизации, ее влиянии на повседневную жизнь и экономику страны рассказал вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Аблайхан Оспанов.
- Тренд на цифровизацию в Казахстане сейчас очень актуален. В стране проводится большая работа в этом направлении. Каковы результаты внедрения инновационных решений и цифровизации сегодня?
- Действительно, цифровизация - это требование времени, жизненная необходимость, если хотите. И коснулась она почти всех сфер жизни. Если говорить о направлениях, в которых ее результаты наиболее заметны и ощутимы, то могу отметить, что это, безусловно, оказание государственных услуг, медицина, образование, социальная сфера, транспорт, повышение качества жизни и эффективности управления городами и производствами, экономика и промышленность.
Если говорить о наиболее значимых мероприятиях для наших граждан, то это, во-первых, образование, где почти 100% школ используют цифровые дневники и журналы, больше половины всех детских садов принимают заявки в электронном виде. Скоро появится национальная платформа открытого образования с разнообразными образовательными курсами, такими как 3D-моделирование, принципы информационной безопасности, программирование и т.д.
Второе это сфера здравоохранения, где также имеются ощутимые результаты. Прежде всего это электронные паспорта здоровья у 16 млн казахстанцев, планшеты у бригад скорой помощи, автоматизация ряда процессов по оказанию медуслуг. Все это значительно повысило эффективность и оперативность для наших граждан.
Десятки инициатив и решений внедрено и в социальной сфере: создана Цифровая карта семей, электронные социальные ID-карты, самые популярные услуги переведены в проактивный формат.
Все, что я перечислил - лишь малая часть проектов, которые мы реализуем. Останавливаться на достигнутом мы, разумеется, не будем; реализуется госпрограмма «Цифровой Казахстан» с десятками новых проектов по пяти ключевым направлениям; в трансформацию активно вовлечены все министерства. Уверен, поставленные нами цели будут достигнуты своевременно.
- Одним из направлений деятельности вашего ведомства является автоматизация госуслуг. Ощутят ли на себе казахстанцы результаты этой работы и в чем она выражается?
- Конечно, автоматизация это объемная работа, которую мы ведем совместно с заинтересованными госорганами. До конца года этот уровень должен достигнуть 80%.
Я думаю, уже заметно, что казахстанцы стали активнее пользоваться онлайн-услугами. Если обращаться к фактм, то мессенджером Telegram пользуются больше 500 тыс. человек, а мобильным приложением mGov – более 1,8 млн. В Электронном правительстве зарегистрированы 9,7 млн человек, и все это только начальные результаты Digital-трансформации нашей страны.
Я бы хотел обратить внимание еще и на тот факт, что за все время существования eGov.kz населению оказано больше 252 млн услуг. В этом году 25 млн, а ведь это еще не конец года. Только представьте, каждый зарегистрированный человек в среднем 25 раз получил услуги через портал. Вот это, пожалуй, и есть показатель востребованности.
- В продолжении вопроса об автоматизации: здесь большое значение имеет интеграция баз данных различных государственных органов. Вы в одном из интервью говорили о платформе Smart Bridge. Как она будет работать?
- Работа по оптимизации перевода услуг в «цифру» активизировалась в прошлом году и интеграция всех систем по максимуму – это необходимое условие. Для упрощения этих процессов и создается проект Smart Bridge, это сокращение сроков интеграций до 3-х недель и уменьшение затрат на каждую из них.
На ближайшие два года уже утвержден План согласно которому предусматривается 235 интеграций, из них в этом году - 196. Отмечу, что 50 из них уже реализованы.
- Все большую популярность набирают цифровые каналы коммуникаций государства с населением. Насколько успешно сейчас реализуется этот формат на пути к Digital-трансформации?
- Работа по упрощению процесса взаимодействия граждан с государством при получении госуслуг нами проводится постоянно и результаты, я считаю, значительные. С помощью цифровых каналов предоставляются самые востребованные для казахстанцев услуги: адресная справка, справка о наличии недвижимости, из медучреждений, онлайн-бронирование очереди в ЦОН, запись на прием к врачу и т.д. Только с помощью Telegram-бота получено более 1 млн услуг, а приложением mGov граждане воспользовались больше 16 млн раз.
- Каким образом такие трансформации влияют на развитие государства в целом?
- Эффект диджитализации толкьо в прошлом году был оценен в 218 млрд тенге. Я уверен, что эффект по итогам 2019 года будет еще более осязаемым.
Благодаря цифровизации в ближайшую пятилетку наша экономика должна улучшить свои показатели на треть, а это, между прочим - более 2 трлн тенге в денежном выражении. К примеру, в добывающей промышленности за счет цифровизации уменьшится себестоимость продукции, увеличится добыча. А за счет цифровой трансформации только таможенных и налоговых услуг в бюджет государства поступит более 100 млрд тенге.
При разработке всех этих проектов нами учитываются глобальные вызовы и возможности, которые несет цифровая эра для нашей экономики. Качественное их исполнение в скором времени приведет Казахстан к 100% трансформации и каждый казахстанец будет ощущать простоту, доступность услуг, оказываемых государством и видеть прозрачность и транспарентность этих процессов.
- А как часто вы в обычной жизни прибегаете к цифровым новшествам?
- Ежедневно. За день мне нужно многое успеть, поэтому практически все я стараюсь делать онлайн, без посещения каких-либо организаций. Услуги, которые можно получить без посещения ЦОН, я много лет получал на портале egov.kz, с появлением телеграм-бота мне даже не нужно ЭЦП, я получаю их на телефоне, а с появлением проекта «биометрия» - даже без удостоверения личности. Поэтому цифровые новшества – это неотъемлемая часть моей повседневной жизни.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/technologies/internet/1813830-eto-trebovanie-vremeni-ablajhan-ospanov-o-cifrovizacii-strany-i-vlianii-na-ego-zizni/