Цифровая трансформация и развитие общества: эксперт рассказала о главных трендах независимости Казахстана
Опубликовано:
Одним из главных достижений Казахстана за 30 лет независимости является цифровая трансформация системы государственного управления, экономики и общественных отношений. Такое мнение высказала общественный деятель, сооснователь Альянса женских сил Казахстана и Общественного фонда «Цифровая трансформация» Азиза Шужеева, передает NUR.KZ.
Азиза Тимуровна, в нынешнем году наша страна отмечает 30-летие своей независимости. И как отметил в своей статье глава государства Касым-Жомарт Токаев, это для всех казахстанцев время подведения итогов. Какие достижение нашей страны за 30 лет вы бы отметили особо?
Под воздействием бурного распространения технологий в развитии стран особо выделяют цифровую трансформацию экономики, взаимодействия государства и общества. Понимая важность технологической модернизации страны, считаю, что одним из главных достижений Казахстана за 30 лет независимости является цифровая трансформация системы государственного управления, экономики и общественных отношений.
Посудите сами, в глобальном рейтинге развития электронного правительства ООН 2020 года Казахстан поднялся на 29 место, следуя за Канадой. Данный рейтинг составляется каждые два года и в нем оценивается 193 страны-члена ООН. То есть, по сути, мы попадаем в 30-ку развитых государств мира по уровню цифровой трансформации системы государственного управления, наравне с такими странами как Южная Корея и Эстония. А среди стран СНГ по данному показателю Казахстан занял 1 место. Далее расположились Россия (36), Беларусь (40), Молдова (79), Украина (69), Узбекистан (87) и др.
Вроде бы это «сухие» цифры, но на самом деле за ними скрывается большая поэтапная поступательная работа больших команд и коллективов, а также правильно выбранный курс на цифровую трансформацию, который, по сути, был заложен еще в далеком 2000 году.
Сегодня уже никто не помнит о том, какая была коррупция при оформлении обычных справок и сдаче налоговых деклараций, как ходили по кабинетам «несчастные бухгалтера» предприятий, а возле БТИ так называемого «бюро технической инспекции» стояли «разводилы» и предлагали оформить земельные участки, переоформить недвижимость за определенную таксу. 10 и более дней тратили предприниматели на регистрацию своего предприятия, а, чтобы получить какую-либо справку, требовалось потратить как минимум несколько дней.
А посмотрите, что мы имеем сегодня? Справку можно получить за пару минут, а для регистрации предприятия никуда не нужно «ходить», все можно сделать онлайн.
Из года в год все меньше времени требуется для «живого» посещения государственных органов, ведь более 1000 государственных услуг доступны на портале электронного правительства, все города Казахстана подключены к высокоскоростному интернету и уже более 5000 сельских населенных пунктов.
Самое главное, что интерес к технологиям стал главным трендом в развитии нашего государства. И хотя нам есть куда двигаться и многое предстоит сделать, я считаю, что Казахстан является реальным цифровым лидером в Центрально-Азиатском регионе.
Вы активно продвигаете идеи женского лидерства и гендерного равенства во власти. В последние годы в нашей стране данный вопрос становится все более актуальным. Есть ли сдвиги в этом вопросе?
Становление гендерного равенства в мире непрерывно связано с технологической модернизацией общества. Цифровая трансформация открывает новые возможности для самореализации женщин в бизнесе, политике и общественной деятельности. Женщины показали, что благодаря своему образованию, профессионализму, лидерским качествам и влиянию на различные социальные группы, они могут достойно представлять общество в разных сферах.
В Казахстане женщины составляют 49% занятого населения. Активная роль женщин в экономике страны подтверждается показателями малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день в среднем по стране более 41,5% субъектов МСБ страны возглавляют женщины.
В абсолютном выражении это более 640,5 тыс. субъектов МСБ. При этом в таких регионах, как Костанайская и Карагандинская области, доля субъектов МСБ под управлением женщин доходит до 48%.
Отдельно среди всех индивидуальных предпринимателей доля женщин составляет ровно половину. Из 1 086,5 тыс. индивидуальных предпринимателей 542,9 тыс. — это женщины. При этом в 8 областях и в городах Нур-Султан и Алматы количество женщин-предпринимателей преобладает над мужчинами.
Вклад женщин в создание ВВП страны оценивается в 49%, а женское предпринимательство обеспечивает более 30,4% рабочих мест в структуре МСБ (это около 1 миллиона рабочих мест по стране).
Примечательно, что количество субъектов МСБ, возглавляемых женщинами, все эти годы росло опережающими темпами по сравнению с общим количеством субъектов МСБ. Если за 2011-2013 годы общее количество субъектов МСБ выросло на 26%, то количество субъектов МСБ под руководством женщин — на 30%.
Развитию женского предпринимательства за годы независимости Казахстана способствовал запуск различных специальных государственных программ, финансовых и нефинансовых инструментов развития бизнеса.
Очень значимым направлением, которым активно занимается Альянс женских сил Казахстана, является выдвижение женщин на уровень принятия решений.
Здесь важным достижением является принятие квот на представленность женщин и молодежи в списках политических партий в количестве не менее 30% от общей численности кандидатов.
После того как закон вступил в силу, Альянс женских сил приступил к работе по продвижению неравнодушных женщин, обладающих авторитетом, лучшими профессиональными и личностными качествами, с серьезным социальным капиталом, которые будут достойно представлять свои регионы в маслихатах всех уровней и в мажилисе парламента РК.
Поэтому могу ответственно сказать, что главным трендом последних нескольких лет стал массовый дебют женщин на общественно-политической площадке. Доказательством этому являются и результаты парламентских выборов 2021 в Республике Казахстан.
Чего казахстанцам не хватает и над чем необходимо работать для того чтобы стать конкурентоспособной нацией?
Подходя к вопросам конкурентоспособной нации, я думаю, нам нужно пересмотреть парадигму нашей идеологии, посмотреть на те возможности, которые у нас имеют место быть.
Первое — это возможности, которые открывает перед нами цифровая трансформация экономики и общественных отношений. Модернизация отраслей экономики позволит существенно повысить производительность труда и выйти на новые позиции на мировых рынках. Сегодня важно помочь предприятиям МСБ трансформироваться в соответствии с современными запросами рынка. Особенно важно развитие электронной коммерции. Нужно провести массовый IT всеобуч, помочь в подготовке и переподготовке специалистов для новой цифровой экономики, поддержать становление цифровых лидеров и отечественных IT-компаний.
Цифровизация в Казахстане требует также серьезной актуализации законодательства и всей нормативной правовой базы. Мы стартовали быстро и сегодня нам нужно подтянуть наши законы к существующим сервисам и цифровым отношениям между государством и бизнесом, бизнесом и работниками, а также между людьми. Здесь я предлагаю разработать цифровой кодекс, как свод всех законов, регулирующих цифровые отношения.
Второе — это возможности, которые открывают перед нами креативные индустрии. Казахстан — это мультикультурная страна, которая имеет богатую историю и культуру народов, которые населяют нашу территорию. Сегодня бренд Казахстана на мировом рынке продвигают не компании, а уникальные личности. Для реализации этого направления нам необходима специальная программа поддержки креативных индустрий.
Третье — это все большее вовлечение женщин в бизнес и производство валового продукта страны. Женщины являются важным ресурсом роста экономики Казахстана, и нам необходимо проводить мотивирующую социальную политику, которая будет помогать женщинам совмещать материнство и трудовую деятельность.
Экономическая активность сегодня составляет мужчин — 71%, женщин — 56,6%. Сокращение гендерных разрывов к 2025 году могло бы компенсировать Казахстану около 2 миллионов человек на рынке труда, выпадающих из-за негативной̆ демографической̆ динамики. Если бы экономическая активность женщин была равной̆ Норвегии, то ВВП был бы на 4% выше и размер экономики был бы выше, чем в Германии: равный уровень экономической̆ активности мужчин и женщин мог бы обеспечить рост ВВП на 13-14%.