Top.Mail.Ru
Технологии

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Что такое паттерн и зачем он используется в дизайне и IT

Опубликовано:

Программист
Девушка кодит: Freepik

Паттерны — основополагающие элементы в дизайне и IT. Они расширяют возможности и способствуют развитию этих и других сфер. Что представляют собой паттерны и как их применяют в IT и дизайне?

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
close
Данный текст создан автоматически при помощи ИИ и не проходил проверку редактора, поэтому может содержать фактологические или грамматические ошибки. Подробности в публикации
  • Паттерны в IT и дизайне - это шаблоны для решения типовых проблем, помогающие стандартизировать процессы разработки и проектирования.
  • В IT выделяют порождающие, структурные и поведенческие паттерны, которые упрощают создание, организацию и взаимодействие программных компонентов.
  • В дизайне паттерны включают повторение элементов, ритм, баланс и другие приемы, помогающие создавать эстетичные и функциональные решения в различных областях от графического до промышленного дизайна.

Паттерн в IT — это шаблон

Что такое паттерн в программировании? В программировании паттерн — это шаблон проектирования. Он представляет собой повторяемое решение типичной проблемы, которая возникает в процессе разработки программного обеспечения.

В книге группы авторов «Design Patterns: Elements of Reusable Object-Oriented Software» описаны типы паттернов, которые встречаются в IT:

  1. Порождающие паттерны. Касаются способов создания объектов. Например, Singleton, Factory Method, Abstract Factory, Builder, Prototype.
  2. Структурные паттерны. Относятся к способам организации классов и объектов для формирования более крупных структур. Например, Adapter, Composite, Proxy, Decorator, Facade, Bridge, Flyweight.
  3. Поведенческие паттерны. Затрагивают способы взаимодействия классов и объектов. Например, Observer, Strategy, Command, Iterator, Mediator, State, Chain of Responsibility, Template Method, Visitor.

На практике паттерны используются программистами для того, чтобы решить какую-то проблему. Они помогают стандартизировать и упростить процесс разработки, делая код более понятным, поддерживаемым и переиспользуемым.

Используют для решения общих задач

В IT паттерны используются для решения общих проблем проектирования и разработки программного обеспечения. Они предоставляют проверенные решения типичных задач, что помогает разработчикам создавать более устойчивые, понятные и поддерживаемые системы.

Вот несколько ключевых целей использования паттернов в IT:

  • предоставляют решения общих проблем;
  • способствуют написанию кода, который легче читать, поддерживать и модифицировать;
  • помогают структурировать код и упрощать сложные системы, разбивая их на более управляемые части;
  • позволяют разработчикам быстро понять архитектурные и дизайнерские решения;
  • снижают риск возникновения ошибок и непредвиденных проблем в проекте;
  • позволяют создавать системы, которые легче адаптировать к изменениям.

Использование паттернов проектирования позволяет разработчикам создавать более надежные и эффективные системы. Это приводит к улучшению качества ПО.

Мужчина пишет программный код
Мужчина пишет программный код: Freepik

У паттернов есть характеристики

В документе Александра Тесановича «Что такое паттерн?» описаны распространенные заблуждения о паттернах. Их можно резюмировать следующим образом:

  • паттерны только объектно-ориентированные;
  • предоставляют только одно решение,
  • паттерны — это реализации;
  • каждое решение — паттерн.

Паттерны часто идентифицируются только с объектно-ориентированным ПО. Но это на так. Паттерны широко применимы к каждой программной системе, поскольку они описывают абстракции программного обеспечения.

Паттерн не реализация конкретной идеи, поскольку может охватывать несколько решений. Он скорее может подсказать потенциальную проблему реализации. Паттерн только описывает когда, почему и как можно что-то реализовать.

Каждый паттерн имеет свои характеристики:

  • контекст описывает повторяющийся набор ситуаций, в которых можно применить паттерн;
  • проблема описывает, когда применять паттерн;
  • решение — форма или правило, как применять паттерн.

Решение описывает элементы, которые входят в паттерн, а также отношения между ними. Хороший паттерн также описывает взаимосвязь. Другими словами, он описывает не просто модули, а более глубокие системные структуры и механизмы.

Применяют в дизайне

Паттерн в дизайне — это визуальное или концептуальное решение, которое используется для достижения определенного эффекта или функциональности в проектировании. Эти паттерны можно встретить в различных областях дизайна.

Вот несколько примеров паттернов в графическом дизайне:

  • повторение — использование одного и того же элемента или стиля в разных частях работы для создания единства и согласованности;
  • ритм — создание визуального движения с помощью повторения и вариаций графических элементов;
  • баланс — равномерное распределение визуальных элементов для создания стабильности в дизайне (баланс может быть симметричным, асимметричным или радиальным).

Паттерны встречаются в веб-дизайне (например, сеточные или модульные системы, навигационные паттерны), интерьерном дизайне и промышленном дизайне.

Дизайнерские паттерны помогают создать эстетически приятные и функциональные решения, а также стандартизировать процессы проектирования, что облегчает работу дизайнеров и улучшает взаимодействие пользователей с конечными продуктами.

Упрощает поиск дизайнерских решений

В дизайне паттерны используются для стандартизации и упрощения процесса разработки. Они помогают дизайнерам решать типичные задачи и создавать эффективные и эстетически приятные решения.

Основные цели использования паттернов в дизайне:

  • предлагают проверенные способы решения распространенных проблем в создании дизайна;
  • помогают улучшить интерфейсы и визуальные решения, что способствует удобству использования продуктов и услуг;
  • упрощают процесс проектирования и разработки, позволяя дизайнерам сосредоточиться на ключевых аспектах идеи или продукта, минимизируя необходимость решения технических и структурных проблем с нуля;
  • повышают понимание дизайнера другими участниками проекта;
  • помогают дизайнерам быстрее создавать итерации и вариации дизайнов, что ускоряет процесс принятия решений и позволяет быстрее реагировать на изменения и требования заказчиков.
Веб-дизайнер
Веб-дизайнер за работой: Freepik

Примеры паттернов в дизайне включают сеточные системы для организации веб-страниц, использование повторяющихся элементов для создания единства в графическом дизайне, применение принципов баланса и контраста для достижения гармонии и визуального интереса в дизайне интерьера.

Понятие паттерна применяют не только в IT

Понятие паттерна означает шаблон или образец. Он используется не только в программировании или дизайне, но и в различных сферах деятельности человека. Рассмотрим несколько примеров:

  1. В рисунке. Это изображение нескольких элементов, граница между которыми размыта. Например, цветы на обоях, платья в крапинку и тому подобное.
  2. В психологии. Это шаблоны поведения — действия и реакции, которые человек повторяет в тех или иных ситуациях. Такие особенности используются в UX-дизайне сайтов.
  3. В музыке и поэзии. Дублируются части произведений, создаются циклы.
  4. В медицине. Биологические колебания (сердечный ритм, нервные импульсы).
  5. В трейдинге. Это фигура на ценовом графике, которая помогает трейдеру угадать дальнейшее движение торгового инструмента.

В широком значении паттерн — это упорядоченная и повторяющаяся система чего-либо. Издание о проектировании паттернов Refactoring Guru пишет, что если алгоритм — это четкий набор действий, то паттерн — это высокоуровневое описание решения.

Паттерны играют ключевую роль как в дизайне, так и в IT. Независимо от области применения, использование паттернов способствует стандартизации, улучшает коммуникацию внутри команды и повышает общую эффективность работы.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/technologies/software/2145186-chto-takoe-pattern-i-zachem-on-ispolzuetsya-v-dizayne-i-it/