Что такое метавселенная и почему она у всех на слуху
Опубликовано:
В последние годы термин «метавселенная» звучит все чаще. Он привлекает внимание технологических гигантов, бизнеса и широкой аудитории. Что на самом деле представляет собой метавселенная?
- Метавселенная - это виртуальное пространство, объединяющее цифровой и физический миры, где пользователи взаимодействуют через аватары, используя технологии VR и AR.
- В метавселенной можно общаться, работать, учиться, развлекаться, создавать контент и даже зарабатывать, участвуя в виртуальной экономике.
- Хотя концепция метавселенной существует с 1990-х годов, ее полная реализация пока ограничена технологическими проблемами и отсутствием единых стандартов, но она активно развивается как глобальный тренд цифрового взаимодействия.
Это виртуальное пространство
Что такое метавселенная? Метавселенная — это виртуальное пространство, где цифровой и физический миры объединяются для создания интерактивных и реалистичных цифровых сред. В метавселенной пользователи могут взаимодействовать друг с другом, с виртуальными объектами и контентом через аватары, которые представляют их в цифровом пространстве. Это пространство может включать в себя разнообразные форматы и платформы, от игр и виртуальной реальности (VR) до дополненной реальности (AR) и социально ориентированных приложений.
Основные особенности метавселенной:
- пользователи могут взаимодействовать друг с другом, с предметами и ландшафтами, как в реальной жизни;
- технологии VR и AR позволяют создать ощущение присутствия, когда человек действительно чувствует себя частью этой среды;
- в ней существует своя экономика, пользователи могут покупать, продавать и обменивать цифровые активы, например NFT, создавать и продвигать свои проекты, услуги, бизнесы и даже зарабатывать деньги;
- во многих ее концепциях пользователи контролируют свои данные и активы с помощью технологий блокчейна;
- она существует постоянно, независимо от активности конкретных пользователей.
Метавселенная становится популярной благодаря развитию технологий и интересу к более захватывающим, социальным, интерактивным и персонализированным цифровым пространствам.
В ней можно общаться, работать и развлекаться
В метавселенных можно заниматься множеством различных активностей, которые объединяют развлечение, работу, творчество, образование и социальное взаимодействие. Что можно делать в метавселенных? На сайте Meta рассказали, что можно делать в метавселенной:
- встречаться с друзьями, проводить вечеринки и другие мероприятия в виртуальной среде;
- изучать новые темы в формате лекций, тренингов или практических занятий, посещать музеи, города и культурные достопримечательности, не выходя из дома;
- создавать виртуальные офисы и залы для совещаний;
- играть, выполнять задания и исследовать миры;
- проводить виртуальные концерты, смотреть спортивные трансляции и театральные постановки;
- создавать свои пространства, строить виртуальные дома, рисовать, писать музыку и т. д.;
- разрабатывать и тестировать различные цифровые и VR-технологий, проводить исследования в области социологии, психологии и экономики;
- выражать свою личность, создавая уникальные аватары и настраивая свой виртуальный мир.
Это лишь малая часть того, что можно делать в метавселенной. Метавселенные объединяют реальный и виртуальный опыт, и возможности в них постоянно расширяются по мере развития технологий.
О метовселенной начали говорить в 1990-х
Доктор философии Усман В. Чохан в работе «Метавселенная или метапроклятие?» написал, что первоначально термин был использован в романе «Лавины» Нила Стивенсона (1992), в котором изображен виртуальный планетарный симулякр. В нем люди взаимодействуют друг с другом и с ботами через аватары на The Street в конечном линейном пространстве с недвижимостью, принадлежащей одной корпоративной организации.
Термин приобрел гораздо большую популярность благодаря более новым работам, таким как фильм Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» (2018), а также трансформация Facebook в конце 2021 года в платформу Meta. Однако прототипы метавселенных можно увидеть в более ранних попытках, особенно в области видеоигр, начиная с Second Life и продолжая другими MMORPG за последние два десятилетия.
Сейчас с реализацией метавселенной есть некоторые проблемы. Гарнитуры виртуальной реальности существуют, но страдают от технологических ограничений в доставке на массовый рынок: более дорогие устройства требуют громоздкой проводки и тяжелого оборудования, в то время как более дешевые гарнитуры не обеспечивают достаточно стимулирующего виртуального опыта.
Помимо аппаратного обеспечения, существуют проблемы взаимодействия программного обеспечения между многими проектами. На текущем этапе нет широкомасштабного принятия стандартизированных технических спецификаций для метавселенных.
Еще не единое целое
В бестселлере «Метавселенная. Как она меняет наш мир» автор Мэтью Болл определил метавселенную как масштабируемую и совместимую сеть трехмерных виртуальных миров с визуализацией в реальном времени. Эти виртуальные миры будут синхронно и постоянно восприниматься практически неограниченным числом пользователей. При этом каждый из них будет ощущать индивидуальное присутствие и получать непрерывные данные, такие как идентификация, объекты, права, история, коммуникации и платежи.
Авторы технического портала TechTarget Линдра Туччи и Джон Мур пишут, что описанная Мэтью Боллом версия метавселенной в значительной степени не построена. В настоящее время существуют конкурирующие версии того, какой может быть метавселенная и какие технологии будут ее поддерживать.
На данный момент есть три возможных сценария развития метавселенной, которые по-прежнему актуальны:
- Метавселенная остается областью узкоспециализированных приложений, которые потребители используют для развлечений и игр, но она еще далека от всеобъемлющей виртуальной реальности.
- Метавселенная контролируется крупными конкурирующими экосистемами, например метамирами Apple и Android, с ограниченной совместимостью.
- Метавселенная — это динамическое, открытое и интерактивное пространство, во многом похожее на интернет, но в трехмерном пространстве.
Поскольку метавселенная пока не существует как единое целое, нельзя точно сказать, как она будет работать. Но уже можно с уверенностью сказать, что метавселенная — это цифровая экосистема.
Технология виртуальной реальности и интерфейс метавселенной
Виртуальная реальность и дополненная реальность — две технологии, которые считаются особенно важными для развития и роста метавселенной. Вот почему:
- VR — это смоделированная 3D-среда, позволяющая пользователям взаимодействовать с виртуальным окружением таким образом, который приближает реальность к восприятию нашими чувствами. Это приближение реальности обычно осуществляется через гарнитуру VR, которая захватывает поле зрения пользователя. Тактильные элементы, включая перчатки, жилеты и даже костюмы для отслеживания всего тела, обеспечивают более реалистичное взаимодействие с виртуальной средой.
- AR менее иммерсивна, чем VR. Она добавляет цифровые наложения поверх реального мира с помощью инструментов цифрового рендеринга. Пользователи по-прежнему могут взаимодействовать со своим реальным окружением. Игра Pokémon Go — ранний пример AR.
Станут ли VR и AR-опыты основными интерфейсами метавселенной, покажет время. Сейчас подобие метавселенной можно увидеть в играх, таких как Roblox и Minecraft.
Метавселенная — это не просто модное слово, а глобальный тренд, который стремительно меняет наше представление о цифровом взаимодействии. Она соединяет физический и виртуальный миры, создавая беспрецедентные возможности для работы, общения, творчества и самовыражения.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/technologies/software/2184687-chto-takoe-metavselennaya-i-pochemu-ona-u-vseh-na-sluhu/