Капитан судна, груз которого взорвался в Ливане, прервал молчание
Опубликовано:
Бывший капитан судна Rhosus ("Розус"), на борту которого находилась аммиачная селитра, взорвавшаяся в Бейруте, рассказал о своем плавании и о том, как стал "заложником" в чужой стране почти на год после ареста корабля, пишет NUR.KZ.
Бывший капитан корабля Борис Прокошев вышел на связь с журналистами и рассказал о том, как нанялся отвезти селитру, как корабль был арестован в Ливане и как он с тремя другими моряками провел в чужой стране почти год после того, как хозяин судна "бросил" их на произвол судьбы.
В интервью изданию "Сибирь.реалии" мужчина поведал, что инцидент произошел еще в 2014 году, когда он нанялся на "Розус", ходивший под флагом Молдовы, но принадлежавший хабаровскому бизнесмену Игорю Гречушкину.
По словам Прокошева, одно из агентств предложило ему эту работу в 2013 году, на тот момент капитан проживал в Одессе. При этом судно было уже знакомо ему, поскольку он командовал "Розусом" до этого четыре месяца в 2012 году. Тогда корабль был во владении неназванных лиц с Кипра.
Поначалу, по словам мужчины, ему даже понравилось то, что теперь судовладельцем стал россиянин. После личной встречи Гречушкин показался Прокошеву "нормальным", не внушающим подозрений.
Однако первые подозрительные моменты начались еще до плавания, в Турции, где на тот момент и находился сухогруз. Моряк описывает, что на момент его приезда происходила полная смена экипажа - событие нетипичное.
На вопросы о том, что произошло, уходивший капитан обманул прибывшего словами о том, что все хорошо, они просто не хотят плыть в Мозамбик. Это уже позже, по словам Прокошева, выяснится, что команда покидала корабль и даже обращалась в Международный профсоюз моряков из-за четырехмесячной задержки заработной платы.
Моряк подтверждает, что грузом на корабле был нитрат аммония (аммиачная селитра, удобрение).
Первым пунктом назначения рейда стала Греция, Пирей. Судно встало на рейс, заправилось и сделало заказ всего необходимого для плавания, однако в момент получения заказа вмешался российский бизнесмен и, сославшись на отсутствие денег, вернул все обратно.
С Пирея Гречушкин отправил судно в Бейрут, чтобы взять там на борт еще груз и заработать денег, однако из-за старости парохода дорожную технику (тот самый новый груз) нельзя было разместить на судне без повреждений.
Одна из тяжелых машин, поставленных на борту, прогнула люк трюма и едва не провалилась вниз.
Прокошев стал отказываться от затеи, однако бизнесмен "наехал" на него и сказал укрепить слабые места судна и принять груз. По итогу, как вспоминает моряк, они все равно отказались от этого.
Гречушкин распорядился плыть на Кипр, в Ларнаку, однако власти Ливана арестовали корабль с грузом за неуплату портового сбора. В этот же момент команда узнала о проблемах с зарплатой и взбунтовалась, отказавшись дальше работать.
Далее, по словам капитана, часть команды смогла выбраться из Бейрута по домам, тогда как его, боцмана, а также старшего и третьего механиков выпускать отказались.
Именно в этот момент, рассказывает моряк, Гречушкин и бросил их: не платил денег, не выдавал средств на питание и не способствовал их освобождению. Так они прожили в "заложниках" у корабля 11 месяцев, поддерживая его работоспособность. Кормила их портовая служба.
Прокошев заявляет, что обращался во все инстанции и даже лично к президенту Путину, так как был гражданином РФ. Он описывал, что их условия хуже, чем у заключенных, потому что заключенные хотя бы знают, когда выйдут на свободу.
Несмотря на все это, в посольстве России капитану ответили, что ради него Путин "спецназ в Ливан не вызовет". Никто не нанял им адвокатов и не подал в суд.
В итоге, по словам моряка, "заложники" смогли продать топливо корабля и сами наняли себе юриста, при поддержке которого смогли выбраться с судна и уехать домой. На тот момент их контракты уже закончились.
Гречушкин за все это время только оплатил им обратный путь до Одессы, говорит капитан. После этого он пытался подать на бизнесмена в суд, однако в Хабаровске иск не приняли, так как тот уже жил на Кипре. Сказали обращаться по месту жительства ответчика.
По оценкам Прокошева, предприниматель задолжал лично ему порядка 60 тысяч долларов (25 млн тенге), а также крупные долларовые суммы другим членам экипажа. И это при том, что за перевозку селитры, по данным капитана, бизнесмен получил миллион долларов.
Далее капитан рассказал, что ненужный даже заказчикам груз переместили на склады под ответственность местных властей, а судно затонуло само два или три года назад из-за небольшой пробоины, никто за ним не ухаживал.
В бейрутской трагедии уже вышедший на пенсию моряк винит ливанские власти, которые сначала не выпустили их из порта, а потом не избавились ни от судна, ни от самих удобрений, продав их или использовав по назначению.
Напомним, что 4 августа 2020 года в портовом районе Бейрута произошел мощнейший взрыв на одном из складов. При этом выяснилось, что власти были предупреждены об опасности еще за полгода до трагедии.
Губернатор ливанской столицы сравнил взрыв с бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки и заплакал в прямом эфире, рассказывая о подробностях.
Число жертв взрыва на данный момент превышает сто человек, больницы города переполнены. Казахстанцев среди погибших нет, сообщили в МИД РК.
Вскоре была произведена первичная оценка ущерба от колоссального взрыва.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/world/1868344-kapitan-sudna-gruz-kotorogo-vzorvalsa-v-livane-prerval-molcanie/