KZ
Закладки
Пока здесь пусто
Используйте кнопку «
» на странице публикации, чтобы сохранить её в свой личный список закладок.

Актуальное

Все категории

Новости русской службы Би-би-си

Президент США Джо Байден признал геноцид армян 1915 года

Опубликовано:

Джо Байден
Джо Байден. Фото: Gettty Images/ Bloomberg / Contributor

Джо Байден первым из президентов США признал резню и депортацию армян в Османской империи в 1915 году геноцидом. Это заявление не повлечет правовых последствий, но может подпортить отношения администрации Байдена с Турцией.

"Каждый год в этот день мы вспоминаем жизни всех тех, кто погиб во время геноцида армян в османскую эпоху, и вновь обязуемся не допустить повторения подобных злодеяний", - сказал Байден, выступая в субботу 24 апреля, когда Армения и армянская диаспора отмечают День памяти жертв геноцида.

"Американский народ чтит всех армян, погибших в результате геноцида, начавшегося 106 лет назад", - заключил президент США.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в письме Байдену заявил, что "армяне во всем мире с большим энтузиазмом приветствовали признание геноцида".

По словам Пашиняна, которого цитирует Рейтер, для Армении это вопрос безопасности, особенно после событий, которые произошли в регионе в прошлом году.

"Сегодня власти США недвусмысленно подтвердили свою приверженность защите прав человека и гуманитарным ценностям. Послание президента США - весомый вклад в глобальное признание геноцида армян и предотвращение геноцидов", - заявили в МИД Армении.

Президент Армении Армен Саркисян назвал решение Байдена смелым и воодушевляющим шагом, который "делает мир лучше" и открывает новые перспективы для армяно-американских отношений.

Байден пообещал признать геноцид в ходе предвыборной кампании год назад в этот же день.

"Мы не должны молчать об этом ужасном, систематическом уничтожении людей. Если мы не будем признавать геноцид, помнить о нем и рассказывать о нем нашим детям, то слова "больше никогда" лишатся смысла", - сказал тогда Байден.

О своих планах, по информации агентства Рейтер, американский лидер предупредил и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, с которым он созвонился впервые за три месяца на посту президента.

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Турция полностью отвергает признание геноцида армян Соединенными Штатами.

"Нам нечему учиться у кого бы то ни было о нашем собственном прошлом. Политический оппортунизм - величайшее предательство мира и справедливости, - написал Чавушоглу в "Твиттере". - Мы полностью отвергаем это заявление, основанное исключительно на популизме".

Официальный представитель президента Турции Ибрагим Калин посоветовал Байдену "обратить внимание на прошлое и настоящее" США.

Баку заявил, что считает позицию Байдена искажением истории и попытками использовать это в качестве политического давления.

"Неправильное представление событий более чем 100-летней давности, но в то же время отсутствие справедливой оценки геноцида азербайджанцев в Ходжалы, совершенного со стороны Армении, является показателем предвзятости и двойных стандартов", - говорится в заявлении внешнеполитического ведомства Азербайджана.

_______________________________________________________________________________________

Что стоит за решением США?

Кирилл Белянинов, корреспондент Би-би-си в Вашингтоне

Объявив о признании трагических событий 1915-1923 года геноцидом, президент Байден сказал, что это решение было принято, в том числе, благодаря многолетним усилиям армянской диаспоры в США.

"В течение многих десятилетий иммигранты из Армении обогащали Соединенные Штаты бесчисленным множеством способов, но они никогда не забывали о трагедии, которая привела их предков к нашим берегам, - сказал глава Белого дома. - Мы чтим их историю. Мы видим их боль".

В последние десятилетия в США массовые убийства и депортацию армян в Османской империи официально предпочитали именовать "зверством" (atrocity). Именно это слово использовалось во всех официальных заявлениях.

Лагерь для депортированных армян на Багдадской железной дороге, 1915 год
Лагерь для депортированных армян на Багдадской железной дороге, 1915 год: ARMIN T. WEGNER

В 1981 году президент Рональд Рейган в своей прокламации, посвященной памяти жертв Холокоста, впервые назвал эти события "геноцидом армян", но после все без исключения президенты США старались не упоминать этого слова.

Главной причиной, как позднее признал один из советников президента Обамы Бен Родс, стали соображения большой геополитики.

"Каждый год находилась новая причина, - пояснил он изданию Politico. - Турция была одним из ключевых игроков в решении многих вопросов, с которыми мы сталкивались".

Одну из таких причин в октябре 2019 года неожиданно озвучил президент Трамп, заявив, что на базе ВВС США Инджирлик, где базируются и американские, и турецкие самолеты, находится 50 американских тактических ядерных боезарядов.

Но в последние годы отношения между Вашингтоном и Анкарой становились все более напряженными. Главной причиной стало вторжение турецкой армии в Сирию в 2019 году, и решение правительства Эрдогана пойти на закупку российских систем ПВО С-400.

После этого США ввели ограниченные санкции против Анкары, а позднее объявили об исключении Турции из программы по разработке истребителя F-35.

"Объявление о признании геноцида свидетельствует о развороте американской политики в регионе, - заявил Русской службе Би-би-си исполнительный директор Армянского национального комитета Америки Арам Хампарян. - До этого, в 2019 году, и Конгресс, и Сенат признали факт геноцида. Такие же декларации приняли 49 штатов США, но только сейчас Белый дом пошел на подобный шаг".

Заявление Белого дома не имеет юридической силы, а является лишь символическим шагом. Тем не менее, по мнению активистов проармянского движения в США, это решение может повлиять на ситуацию и на постсоветском пространстве.

"До сих пор администрация США старалась не вмешиваться в конфликт в Нагорном Карабахе, но сейчас она пошла на открытую конфронтацию с Турцией, - говорит Хампарян. - Соединенные Штаты становятся полноценным игроком в регионе, и распространят свое влияние не только на курдов в Сирии, но и на спорные территории в Карабахе".

Современная Турция не признает события 1915 года, когда в Османской империи погибли до полутора миллионов армян, геноцидом и противится тому, чтобы их признавали геноцидом другие страны, поскольку, во-первых, для нее это - больной вопрос толкования национальной истории, а во-вторых, турки опасаются потенциально возможных требований о компенсации со стороны Армении и диаспоры.

Россия, Франция, Канада и десятки других стран и международных организаций признали массовые убийства армян и других христиан Османской империи геноцидом, в их числе и Евросоюз в лице Европарламента.

В основном они приняли юридически ни к чему не обязывающие декларации.

В 2019 году аналогичные резолюции приняли обе палаты конгресса США - Сенат и Палата представителей.

На этой неделе 100 членов нижней палаты подписали инициированное армянской диаспорой письмо с призывом к Байдену признать события 1915 года геноцидом.

Турция предостерегает

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу во вторник сказал, что если президент Байден признает события 1915 года геноцидом, это повредит и без того сейчас прохладным отношениям США и Турции - союзников по НАТО,

"Заявления, не имеющие юридической силы, не будут иметь и положительных последствий, но могут повредить отношениям. Если США хотят ухудшить отношения - это их выбор", - цитирует Чавушоглу агентство Рейтер.

МИД Турции назвал субботнее заявление Байдена не имеющим законных оснований.

"Заявление США искажает исторические факты и никогда не будет принято турецкими гражданами, а также открывает глубокую рану, которая подрывает доверие и дружбу между нами", - говорится в сообщении МИД Турции.

Анкара заявила, что осуждает заявление Байдена "самым решительным образом".

У президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана были хорошие отношения с Дональдом Трампом, который не высказывал ему никаких претензий по поводу прав человека и гражданских свобод в Турции.

В минувшую пятницу, накануне признания геноцида армян, Джо Байден впервые созвонился с Эрдоганом.

Что произошло в 1915 году?

  • Большинство историков сходятся на том, что во время Первой мировой войны сотни тысяч армян погибли во время массовой депортации из Анатолии.
  • Согласно Международной ассоциации исследователей геноцида (IAGS), погибших было более миллиона человек. Многие историки называют цифру в 1,5 млн жертв.
  • Турецкий историк Танер Акчам, профессор Университета Кларка в США, опубликовал документы, которые доказывают, что массовые убийства армян осуществлялись по приказу властей Османской империи.
  • Россия, Германия, Франция, Бельгия, Италия, Бразилия и другие страны официально признают эти события геноцидом, так же как и Европарламент.
  • Папа римский Франциск называл резню армян первым геноцидом ХХ века.
  • Турецкие власти настаивают, что общее число погибших армян не превышает 300 тысяч. Они не признают, что целенаправленное убийство армян осуществлялось по приказу Османского правительства.

_______________________________________________________________________________________

Геноцид или депортация

В ходе резни и депортации в 1915 году в Османской империи, по оценкам историков, погибли более миллиона армян. Некоторые исследователи дают и меньшие оценки, но число погибших в любом случае было гигантским.

Официальная Турция не желает называть те события геноцидом, доказывая, что, во-первых, это была в основном не резня, то есть не преднамеренное искоренение целого народа, а депортация в южные регионы империи; а во-вторых, эта депортация была во многом спровоцирована в условиях мировой войны, потому что армянское население было настроено пророссийски, а армянские партизаны творили зверства в отношении турок и курдов, с которыми жили бок о бок в восточных регионах империи.

Правда, в 1919-1920 гг власти проигравшей войну Турции судили лидеров младотурок и высокопоставленных чиновников в том числе и за массовые убийства армян и греков.

Два губернатора провинций и командир жандармерии были повешены; приговоренные к смерти лидеры младотурок еще до суда бежали за границу, но пятеро из них, в том числе руководители правительства младотурок Мехмед Талаат-паша и Саид Халим-паша, были в течение двух лет убиты в Европе боевиками Армянской революционной федерации (Дашнакцутюн) в ходе тайной операции "Немезида".

Но затем пришедший в 1923 году к власти Мустафа Кемаль (Ататюрк) помиловал осужденных и пересмотрел позицию Турцию относительно тех событий.

Вопрос о признании геноцида, наряду с карабахской проблемой, мешает и нормализации отношений нынешних Армении и Турции.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/world/1909563-prezident-ssha-dzho-bayden-priznal-genotsid-armyan-1915-goda/

Как вам публикация?

Последние комментарии

Всего комментариев: 45

Чтобы участвовать в обсуждении или оставлять реакции на комментарии, войдите в профиль.

Mira2019

а что про дашнаков не пишете? про их преступления

Comment reaction

Путникк

Байден маразматик, но делает то что ему говорят. Старая кукла.

Comment reaction

Владимир60

Считаю, что страны Тюркского мира, со своей мощной экономикой и вооружёнными силами должны официально выразить свой коллективный протест этому заявлению США... Если те не поймут - то наложить на них санкции..

МеняЗватьБорат

Ты о чём вообще?! Где ты видел "мощные армии"?!) Не смеши. Америка и какой-то там мир не сравнимы. Америка мощь! А такие как ты только в штаны могут наложить а не санкции...

Гости77

Это он так шутит. Сарказм называется. Хотя чем черт не шутит, в будущем все возможно. Были и тюрки гегемоном и все видели и не только, мощные тюркские армии. В любом случае Америка не враг трюкам.

котофей

Индейцев вроде в тюрки записывали.Как они в Америке пануют?

Kulina

Хиросиму и Нагасаки им надо припомнить

Maxa

На очереди признание геноцидом массовое уничтожение Россией крымских татар,ногайцев,абхазов,черкесов.Геноцид путем искусственного голодомора казахов,украинцев.Как правопреемница СССР,РФ обязана признать вину за высылку чеченцев,ингушей,карачаево-балкарцев,крымских татар,турков-месхетинцев,корейцев,калмыков.Про тысячи чеченских и сирийских детей убитых при бомбежке российской авиацией отдельная тема.

котофей

Чему Вас только в школе не учили.Вот они,жертвы ЕНТ.

иван1980

 в школе то их учили, да только они не учились-смотрят Укро Амер ТВ🤷‍♂️

Aноним

СССР - многонациональная страна, в которой на равных жили и которой правили люди разных национальностей, так что не сочиняй бред про геноцид одной из национальностей.

Ibash

Это не бред, уничтожена вся казахская элита интеллигенции (Бокейхан, Байтурсынов, Дулатов, Аймауытов, Габбасов, Рыскулов, Есполов, Досмухамедов, Торекулов и др.) культуры (Жумабаев, Сейфуллин, Торайгыров, Жубанов, Джансугуров, Майлин и др.)

МеняЗватьБорат

А где элита?

Гости77

Только не ты

Mira2019

поддерживаю

Mira2019

поддерживаю

Джи5

Армяне мечтают жить, как евреи на компенсацию от холокоста, но Турция же не Германия, Турция не признает геноцид, от чего получит кучу оплеух в виде санкций от США.

Ситизен

Единственная страна, которая скинула пару атомных бомб на головы мирных граждан является гарантом безопасности и поддерживает всемирное разоружение, а со своей стороны от него не избавляется.

здравый

противостоит этой стране другая страна,которая на нашей земле взорвала атомных бомб,эквивалентной 2500 бомб сброшенных на японские города...

котофей

А вот и реакция на заявление Байдена===Анкара собирается закрыть базу Инджирлик после заявления Байдена...

инженер

..собираться и закрыть - это, как говорят в Одессе, две больших разницы...

Dondi

При османский империй ни один хрестиянин или католика не убивали. Гарант сам Султан был.

инженер

..ты это болгарам расскажи...

Хавата

 как???А болгары???А Сербы???

спассокукотский

США просто невыгодно что Турция сегодня стремительно сближается с Китаем и строит с ним совместно Великий Шелковый путь через Центральную Азию в Европу. Тут дело чисто в экономике а не в политике и тем более в исторической справедливости. У США терки с Китаем в борьбе за мировое экономическое доминирование. Они очень боятся отстать от Китая и небезосновательно...

Georgy

"Стремительно сближается" после кредита в 1$ млрд в 2019 г. за соглашение между Турцией и Китаем о депортации китайских мусульман обратно в Китай, хотя в 2009 г. Эрдоган говорил о геноциде уйгуров. Ты многого не знаешь, дурашка!

инженер

Ссукоцкий!! ..политика- это не твоя тема...давай лучше про дешёвый бензин и рейтинги Казахстана расскажи что нибудь смешное...

alexsmit

Лицимер! 250000 японцев уничтожили 2 ядерными бомбами за несколько минут вот где геноцид!

Лак

Вроде все правильно то что давно нужно было понять произошло. Но почему то осталась оскомина что именно сейчас Байден сказал об этом как были американцы с двойным лицом в маске так и остались . Мое мнение нечего не решает но скажу не уважаю эту страну они вылазят на арену когда им становиться выгодно .Как и войну 41 года поняли что СССР выигрывает быстро в конце хвостом завиляли .

mariman

Теперь армяне могут подать иск , типа за геноцид на Турцию.

здравый

иск будет действителен,если турки признают геноцид,но это маловероятно!!!!

Гости77

Легкомысленный человек этот Байден. На основании каких документов, расследований он делает такие выводы? Они даже не проводились, во всяком случае неизвестны широкой публике.Так можно практически всех, кто вел войны обвинить в геноциде. Сделал армянам одолжение, которое ничего ему не стоит, да и армянам сомнительно, что принесёт какую то значимую пользу..Будут теперь с этим решением носиться как с писанной торбой..Армяне, вместо того чтобы тратить свою энергию, силы, деньги на лоббирование этого решения, за которое еще им придётся расплачиваться тому же Байдену, лучше бы направили бы на созидание и улучшение своих отношений со всеми соседями.

котофей

Дальше заголовка не осилили?===Россия, Франция, Канада и десятки других стран и международных организаций признали массовые убийства армян и других христиан Османской империи геноцидом, в их числе и Евросоюз в лице Европарламента.

Гости77

Здесь конкретно о Байдене речь. Армянам осталось еще африканцев пролоббировать.

котофей

То есть Вы тоже считаете что американцы на столько тупые,что документы собранные десятками стран они не поймут и им нужно провести собственное расследование?

Гости77

Нет, про тупизм здесь речи тоже нет. Просто если и есть документы, то почему их не предъявляют широкой публике. Вот вы видели их копии или что то знаете про них? Кто-нибудь расследовал? Тем более,Турция предлагает создать международную комиссию по расследованию. Почему никто не откликается? Таких вопросов много. У Турции есть собственная версия трагедии. Кому верить? Единственно, что понятно, здесь политизирована тема. Кому выгодно? Не думаю , что простым армянам, хотя забывать о жертвах тоже нельзя. Они могут тысячу лет будировать эту тему подогревая. Вот только с какой целью? Если для памяти народной это одно, а если для агрессии и войны это другое. Если армяне пойдут по второму пути, не думаю, что у них большие перспективы в этом направлении. Предстоящие выборы в Армении покажут какой путь выберут армяне.

котофей

Наберите в поисковике "Документы по геноциду армян" и читайте.В сети давно уже много чего есть

Гости77

Если уж ссылаетесь на интернет, тоже наберите голодомор в Казахстане и дашнаки в средней азии и почитайте. Никто не спорит, что армяне пострадали, также как и другие народы. Не меньше от них. Только в одном случае геноцид, в другом просто война, понимаете ли, все пострадали. Главное в другом.Что дальше? Чего армяне добиваются своим лоббированием? Не заметят как станут игрушкой в чужих руках. Уже стали. То Россия и русские плохие, то спаси и сохрани, тоже мол христиане. Думаете не придётся им отдавать должок Байдену за это признание? При этом армяне живут среди мусульман в той же Турции и Азербайджане, хотя у себя в Армении никого не терпят. Много достойных армян, но вот это их чувство превосходства над другими часто не оправданное их и погубит. У них все самое большое, самое лучшее и т.д. давно замечено это их свойство самовозвелиличивания, порой комическое, даже в кино фильмах шутят по этому поводу.

котофей

Речь у Вас шла,что якобы без документов признали американцы геноцид.Я Вам показал где есть документы.Кстати,Россия признала геноцид ещё в 1915 году.Тоесть Вы хотели видеть документы,смотрите.По поводу голодомора,это американские спецслужбы удачно внедрили в мозг Вам и Вам подобным.А что в те же годы в Казахстане так же с голода умирали и представители других национальностей Вы наверное не знаете?Что голод был по все стране советов Вы же должны были слышать?Так почему же голодомор только казахов был?А что в те же годы умирали от голода люди в европе,в самих штатах это не голодомор,так же?Американцы чётко действуют по правилу,разделяй и властвуй.К сожалению многие и Вы в том числе на это ведётесь.Теперь ещё чуток про армян,пострадали во время войны все,но армян ,которые служили в турецкой армии,уничтожили сами турки только за то что они армяне.Геноцид это и есть геноцид.

Гости77

Насчёт таких документов спор бесполезный. Такие трагедии случаются в каждой войне и можно насобирать кучу фактов и похлеще. Хотите с,читать это геноцидом, пожалуйста, только тогда не говорите, что дашнаки не устраивали геноцид тюрков. А то что творилось при Голодоморе казахам и документов не надо, да и некому было их собирать. Коснулось почти каждую семью. И это не случайно. Сталин боялся именно украинцев и казахов, численность которых была в то время больше узбеков. О своих опасениях пантюркизма он писал в статье в газете Известия.В результате было уничтожено большинство населения. Таких потерь не понесла ни одна нация. Но признаете аы геноцидом или нет. Скорее всего нет. Это не важно.Главное память народная. И молодёжь должна об этом знать и таких как вы, чтобы не повторялось в будущем.

Лола

Армяне теперь заживут , может домой вернуться, а то в РФ их больше чем в Армении

багира

Свой геноцид против индейцев не хочет признать? !

ДДГ

Они давно признали и даже извенились.И зделали больше Выделили им резервации дали льготы пособия и главное индейцы в резервациях не платят налогов.Индейцы в большинстве живут на эти пособия пьют не работают.От такой хорошей жизни они Мрут от пьянства и аварий и несчастных случаев по пьяне

багира

Во - РЕЗЕРВАЦИЯ! И они мрут там, и сделала всё это США.

САK

Геноцид индейцев забыл признать

jitsu gif