На расширенном заседании правительства 8 февраля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал ряд поручений профильным министерствам. Среди задач, которые предстоит выполнить Министерству национальной экономики, есть одна, касающаяся майнинга криптовалют. Как выяснилось, деятельность «серых майнеров» спровоцировала дефицит электроэнергии в стране. В дальнейшем к решению проблемы, которая оказалась неожиданно серьезной, подключились и другие ведомства.
Китайская волна майнинга
В сентябре 2021 власти Китая предприняли целый ряд мер для ограничения майнингового бизнеса в стране. Главным итогом борьбы с «высокотехнологичными финансами» стал полный запрет на майнинг и криптовалютные операции. Китайский Центробанк называл причиной непримиримой борьбы с майнерами решение экологических проблем.
В Китае действительно существуют программы по уменьшению выбросов углеводородов. Однако довод, приведенный китайской компартией, выглядит более убедительным. В Китае опасаются, что майнинг несет угрозу национальной безопасности, ведь он практически не контролируется официальной властью.
Китайские майнинговые компании, вынужденные искать другую страну для своих ферм, стали массово переезжать в Казахстан. Относительно гибкая налоговая система, низкие цены на электроэнергию, географическая близость к Китаю — все эти факторы сыграли на руку создателям виртуальных денег. Казахстан превратился в одного из лидеров по количеству выработанных биткоинов, заняв второе место на планете. Казалось бы, наша страна попала в самый эпицентр криптовалютного бизнеса, что могло бы стать позитивным импульсом для экономики. Но всё пошло иначе.
Майнинг серый, майнинг белый
Главная причина того, что и в Казахстане начали борьбу с криптобизнесом, — так называемый «серый майнинг». Недобросовестные майнеры уклоняются от уплаты налогов, при этом получая электроэнергию по стандартным тарифам. Зачастую подобные майнинг-фермы не зарегистрированы и базируются как можно дальше от шумных городов — на дачах, в складах, гаражах.
Недавно в Карагандинской области органы финансового мониторинга обнаружили нелегальную майнинговую ферму. На территории специальной экономической зоны «Сарыарка» располагалось 4 сорокатонных контейнера с более 1000 единицами оборудования внутри. Ориентировочная стоимость всей техники — почти 6 миллионов долларов.
Последняя новость, связанная с разоблачением майнинговых дельцов, пришла из Костаная. Сотрудники службы экономических расследований «накрыли» незаконную крипто-ферму, находившуюся на территории частной компании. В двух контейнерах правоохранители обнаружили 180 единиц техники, задействованной в производстве криптовалюты.
Выявить нелегальную майнинговую точку помог мониторинг потребления электроэнергии. С ноября 21-го по февраль 22-го энергетическая служба зафиксировала повышенное потребление ресурса. Предположительная сумма, которую компания затратила на электроэнергию, — более 32 миллионов тенге. Агентство по финансовому мониторингу уже возбудило уголовное дело против руководителей организации.
Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин отмечал, что энергозатраты от нелегального майнинга превысили 1 гигаватт. Неудивительно, что уже в прошлом году в стране неоднократно фиксировался дефицит электроэнергии. Мусин призвал казахстанцев сообщать о фактах «серого майнинга» для скорейшего решения проблемы.
Оператор энергетических сетей KEGOC после возникновения дефицита получил возможность ограничивать деятельность майнинговых компаний. Однако и эта мера не стала панацеей. Дело в том, что в Казахстане работают криптовалютные предприятия, которые соблюдают все налоговые обязательства, и при ограничении энергии они страдают незаслуженно.
Основатель майнинговой компании BTC.KZ Дин-Мухамед Маткенов жаловался на низкую среднемесячную выдачу мощности — она, по его словам, не превышает 30%. Потери компании руководитель оценивает в 3 миллиона тенге ежедневно. Кроме того, его организация была вынуждена отправить в неоплачиваемый отпуск 80% своих сотрудников.
Руководитель Energix Жанат Альдебергенов также опасается, что из-за отключения предприятия от электроэнергии работа его компании может быть остановлена на неопределенный срок. По его словам, на протяжении 2 месяцев деятельность фирмы находится в спящем режиме — электричества просто нет.
Из-за этого компания теряет квалифицированный персонал: за последние полтора месяца ряды Energix покинуло 20% сотрудников. При этом Альдебергенов подчеркивает, что компания осуществляет всю деятельность в соответствии с законодательством республики.
Десятикратное увеличение
Глава государства поручил разработать меры по контролю за майнинг-сферой Казахстана до 1 апреля. Касым-Жомарт Токаев, говоря о необходимости ужесточения, сделал акцент на том, что майнинг криптовалют приносит минимальную пользу экономике страны, не создает рабочих мест и не производит фактической продукции.
С 1 января этого года в Казахстане введен налог на цифровой майнинг, равный 1 тг за 1 кВт/ч. Однако очень скоро стало ясно, что подобная ставка никак не решит проблему нехватки электроэнергии. Министр национальной экономики Алибек Куантыров заявил о необходимости выделения определенной группы потребителей электроэнергии, для которых будут установлены повышенные тарифы. Налог на майнинг планируется повысить сразу в 10 раз — до 10 тг за 1 кВт/ч.
Премьер-министр РК Алихан Смаилов на совещании по вопросам электроэнергетической отрасли призвал активизировать борьбу против незаконной деятельности, связанной с цифровым майнингом. При этом премьер-министр подчеркнул, что ограничение подачи электроэнергии для населения и промышленного сектора недопустимо. Дальнейших практических действий от правительства можно ожидать в ближайшее время, так как президент страны поручил принять меры в кратчайшие сроки.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1959174-mayning-v-kazahstane-kak-perspektivnaya-otrasl-prevratilas-v-problemu/