NUR.KZ побеседовал с председателем Ассоциации родителей Туркестанской области Акбаян Жакиповой об актуальных проблемах защиты прав детей.
— Акбаян, чем занимается ваша организация?
— Наша Ассоциация осуществляет проекты по предотвращению насилия в отношении детей, а также мы занимаемся проблемами детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Нашей организации 3 года. Кроме того, мы занимаемся вопросами сохранения семьи. Активно работаем по всей области, имеем хорошую коммуникацию со всеми районами, отделами образования и областным собесом.
— Насколько обострена проблема буллинга в вашем регионе?
— В нашей Туркестанской области это очень актуальная проблема, так как 80% семей у нас — многодетные. По статистике, у нас 536 тысяч детей школьного возраста. Примерно у половины всех детей не закрыты базовые потребности. Там, где бедность, практически всегда есть и буллинг в отношении детей — от родителей, сверстников, одноклассников.
Самое ужасное — многие родители относятся к этому нормально. Они говорят: «Ничего страшного, мы все это сами прошли. Нас тоже били, обзывали, и ничего — выросли же». Как итог, по случаям детского и подросткового суицида мы на первом месте по республике.
Не знаю, как дела обстоят в других областях, но в нашей области — это очень животрепещущая проблема. Причем речь идет не только о буллинге и вымогательствах, но и случаях сексуального насилия.
— Какую работу вы проводите для улучшения ситуации с правами детей?
— Наша организация работает напрямую с родителями. Как правило, насилие всегда начинается в семье. Поэтому мы пытаемся помочь им сформировать адекватную культуру отношений. Если родители сами будут защищать своих детей, знать их права, правильно воспитывать, то негативных последствий станет значительно меньше.
Мы говорим им о том, что ребенок должен иметь возможность обратиться к ним или учителям, если его обижают. Мы привлекаем опытных психологов из Нур-Султана и Алматы, которые выезжают в районы и проводят необходимую работу.
Также мы организовали трехдневную «Лидерскую школу», где дети в своей среде по принципу «равный равному» учатся противодействовать буллингу и кибербуллингу. Могу сказать, что дети дают самый большой выхлоп. То есть они сразу поняли наши идеи и в своей среде их реализуют. Дети более восприимчивы к информации, открыты, они готовы меняться.
Мы провели около 200 семинаров и тренингов с психологами, где мы просто, — смешно говорить, — учили родителей защищать права своих детей. Речь шла об обозначении личных границ, формировании правильного поведения, мы пытаемся донести, что каждый ребенок уникален. Каждый из них имеет право быть защищенным.
На тренинги отправляются в основном проблемные семьи. Я думаю, это имеет эффект. По итогам года было зафиксировано на 12 суицидов меньше, чем в предыдущем. Я думаю, дальше будет еще лучше, потому что даже наши проекты имеют отклик в обществе, об этом начинают больше говорить.
На ваш взгляд, насколько сейчас актуальна проблема травли в интернете?
— Кибербуллинг сейчас сильно распространен — через те же группы WhatsApp. У каждого ребенка сегодня есть не только телефон, но и банковская карточка. Это дает и негативный эффект — толчок к вымогательствам.
Были случаи онлайн-вымогательств. Я выступаю за то, чтобы родители могли обращаться с заявлениями по поводу закрытия аккаунтов, через которые осуществляются противоправные действия. Дети не могут бороться с этим сами.
— Какие законопроекты вы хотели бы внести для большей защищенности прав детей?
— В прошлом году был законопроект, касающийся защиты прав детей, но его так и не реализовали. Там были предложения о лишении родительских прав. Мы тоже участвовали в различных общественных дискуссиях по этой теме. Я так поняла, что общество еще не готово защищать права детей.
Приведу пример: ребенок подвергся сексуальному насилию. Пока не доказан факт случившегося, ребенок вынужден жить в той же семье. Он живет с насильником в одном доме. А следственный процесс может затягиваться. После такого просто опускаются руки.
Или помните случай в Казыгуртском районе, когда отец избивал детей? Я сама принимала участие в досудебных разбирательствах по этому делу. Когда связалась с начальником полиции, чтобы он меня обязательно пригласил на процесс, то получила ответ: «А суда не будет. Мать детей написала отказ от претензий». Хотя она же и подавала заявление.
Люди не хотят огласки, родственники заставляют писать отказные. А потом я звоню соседям этой семьи, спрашиваю, перестал ли отец бить детей. Говорят: «Какой там! Еще больше бьет». И такое сплошь и рядом. Конечно, у нас еще многое должно поменяться в законах о детских правах.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1962191-akbayan-zhakipova-samoe-uzhasnoe-chto-mnogie-roditeli-otnosyatsya-k-bullingu-normalno/