Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Мухтар Дунгешов: Ребенок должен стать человеком с большой буквы, а уже потом хорошим актером

Опубликовано:

Театр
Фото: Поисково-экспериментальный театр «Синтез»

Развитие небольших частных театров набирает обороты в Нур-Султане. Среди них выделяется поисково-экспериментальный театр «Синтез», который уже успел завоевать сердца столичных зрителей. Уникальность «Синтеза» заключается в том, что большинство его артистов только начинает свой творческий путь. Об обучении будущих актеров, их игре на сцене и акте искусства NUR.KZ побеседовал с создателем и руководителем театра Мухтаром Дунгешовым.

- Мухтар, расскажите, где начался ваш творческий путь?

- Я закончил Академию искусств им. Жургенова по специальности «Актерское мастерство» в 2007 году. После этого я решил обучиться театральной режиссуре, потому что видел себя скорее как режиссер, а не актер. Обучался у большого мастера, профессионала своего дела Булата Атабаева.

Затем сам начал преподавать в Академии им. Жургенова: среди моих учеников были актеры, имена которых сегодня на слуху – например, Аян Отепберген, Аман Гумаров. Они сейчас являются актерами театра МТЮЗ в Нур-Султане. Работая педагогом, начал задумываться о переезде в столицу – мне было интересно попробовать себя в иной среде. Здесь меня, к сожалению, не приняли в качестве педагога в КазНУИ («Шабыт»): сказали, мест нет. Тем не менее, я решил продолжить педагогическую деятельность. Немного поработал в различных центрах, а в 2017 году решил открыть собственную школу театра и кино Professional.

- Как появилась идея создать на базе школы настоящий театр?

- С моими учениками мы начинали с азбуки актерского мастерства и вместе дошли до спектаклей. Сначала мы делали постановки для родителей детей, которые посещают школу. Им очень нравились наши представления, и я задумался: почему бы не открыть свой театр. Частных театров в Казахстане и сейчас не много.

Когда я проходил практику в Москве в ГИТИСе и Театральном институте им. Бориса Щукина, я обратил внимание, что там очень много частных театров. Так что сама идея открыть собственный театр зародилась еще там. Учитывая возможности моих детей, которые к какому-то моменту созрели для сцены, научились профессионально жить в роли, в 2021 году я решил открыть театр «Синтез». Весь прошедший год наш театр формировался и сейчас достиг определенного успеха.

Театр
Фото: Поисково-экспериментальный театр «Синтез»

- В ваших спектаклях принимают участие исключительно дети?

- Вовсе нет. В нашей школе есть три возрастные группы: с 8 до 12 лет, с 13 до 17 лет и последняя – старше 18 лет. Есть такие ученики, которым сейчас по 35-40 лет, и которые когда-то хотели стать актерами, но занялись в жизни чем-то другим. К примеру, есть ученик, работающий стоматологом. Он не только обучается в школе, но и играет в спектаклях. Занятия по актерскому мастерству у нас проходят два раза в неделю. По вечерам мы репетируем – по 2-3 часа. А в спектаклях в основном принимают участие дети – ученики средней и старшей школы.

- Вы позиционируете себя как поисково-экспериментальный театр. Объясните, что вы вкладываете в это понятие?

- В отличие от консервативно-хранительного направления, мы хотим внести в спектакли что-то новое, свежее. Есть зрители, которые хотели бы видеть привычную традиционную постановку – без новаторства и индивидуального режиссерского подхода. Я могу их понять. Кстати, как мне кажется, сейчас есть определенный сдвиг в сторону новаторства. Хотелось бы, чтобы все театры были разными и именно этим привлекали своего зрителя.

Более того, посмотрите на название нашего театра. Синтез – это сочетание вещей, которые ты находишь, и которые, соединяясь, должны образовать химию между собой. Если химия есть, зритель обязательно это увидит и ему будет легче воспринимать спектакль. Людей, желающих сделать что-то новое, не должны останавливать рамки консерватизма. Я считаю, что театр не должен опускаться до примитивизма. Это должно быть творчество.

Театр
Фото: Поисково-экспериментальный театр «Синтез»

- С учетом возраста ваших артистов, наверняка у вас есть особый подход к работе с ними.

- На мой взгляд, при работе с детьми педагогическое образование мало что решает. У преподавателя должен быть талант, желание. И потом: профессионализм приходит со временем. Когда я преподаю, то уже чувствую, какой подход нужен к тому или иному ребенку. У меня есть ученики, которые занимаются у меня 5 лет. Наверное, это значит, что я им еще не наскучил и им интересно идти со мной по творческому пути. И потом я стараюсь на все смотреть позитивно. Даже когда случаются трудности. Кроме того, я человек богобоязненный: я чувствую поддержку Всевышнего.

- Посетив ваш спектакль, нельзя не заметить, что дети по несколько часов играют на сцене – и играют хорошо, с полным погружением. Вероятно, это тяжело даже с физической точки зрения. Как вам удалось добиться такой самоотдачи от юных актеров?

- Во-первых, нужно любить театр. Наша профессия нелегкая, нужно идти на какие-то жертвы ради театра. Бывали моменты перед представлениями, когда мы чувствовали, что сцена еще не готова. Нам приходилось оставаться до позднего часа, иногда прямо в театре и ночевали. Если дети хотят связать судьбу с этой профессией, то почему бы им не работать так усердно? Это время они могли бы потерять в своих смартфонах, а так – они посвящают его искусству. Многие ребята из нашей школы мечтают в будущем стать профессиональными актерами.

Театр
Фото: Поисково-экспериментальный театр «Синтез»

- В чем особенность театра «Синтез»?

- Особенность нашего театра заключается в том, что здесь играют дети, подростки и взрослые. Наш спектакли камерные – зал небольшой, зрители сидят настолько близко, что могут прикоснуться к актерам. Мы ставим спектакли на казахском и русском языках. Планируем сделать спектакль на английском языке.

У нас есть своя методика и свои ценности. Ребенок не только должен стать профессиональным актером. В первую очередь, он должен стать человеком с большой буквы. Мы стараемся воспитывать наших детей духовно, потому что считаем это очень важным. Рассказываем про человеческие ценности, про дисциплину, любовь к родителям, родине. В нашей профессии это особенно актуально. Многие актеры не имеют иммунитета к возможным трудностям или неудачам, из-за этого они могут испортить всю свою жизнь. Поэтому у подрастающего поколения важно сформировать этот духовный иммунитет.

- Насколько нам известно, у вас нет государственной поддержи. Как сложно живется современному частному театру в столице?

- В этом году с финансовой точки зрения нам очень помогают билеты, которые мы продаем. Их стоимость от 1500 до 2000 тенге. Это помогает закрывать аренду. За счет оплаты обучения, которую мы получаем от учеников, мы имеем возможность закрывать другие текущие расходы – например, зарплаты педагогам. По большому счету, эти два источника дохода и содержат наш центр. Мы не богатые, но на жизнь нам хватает. Нужно понимать, что мои актеры не зарабатывают ничего. Для них игра на сцене – это практика, они это осознают.

В планах – поиск инвесторов. Мы хотим сделать бизнес-проект и вывести театр на профессиональный уровень. Это коснется и актеров, и сцены, и зрительного зала, и организации в целом. Не знаю, что нас ждет, но очень надеюсь, что у нас все получится.

Театр
Фото: Поисково-экспериментальный театр «Синтез»

- Каков ваш текущий репертуар?

- На русском языке у нас есть «Пигмалион» Бернарда Шоу, мюзикл «Король лев» Ирен Меччи, «С любимыми не расставайтесь», сказка «Волшебная книга». На казахском языке – «Қоштасқым келмейді», моралите «45» Абая Кунанбаева, «Арыстан патша», сказка «Сиқырлы кітап», трагикомедия «Шатыр астындағы – Мен».

Приятно, когда зрители удивлены, восхищены и говорят: «Вы сыграли не хуже профессионалов». Как правило, наши зрители не ждут, что на такой маленькой сцене они увидят настолько большое зрелище. Одна из зрительниц, посмотревшая спектакль «Король лев», сказала мне, что нечто подобное она видела за рубежом и что мы сыграли не хуже. Такие отзывы очень радуют.

- Ваши зрители замечают, что в ваших спектаклях вы не боитесь поднимать серьезные темы, несмотря на то, что на сцене играют дети. Как пример, можно привести «Пигмалион» в вашей интерпретации.

- Да, это действительно так. Изначально пьесу «Пигмалион» мы с подростками хотели поставить для себя. Затем появились новые идеи, и она переросла в нечто большее. Вы правы, говоря о том, что это совсем не детское произведение. Оно состоит из 5 картин – если ставить его полностью, то для этого необходимо 4 часа с аншлагами. Я ее сократил и добавил свое видение. Появилась идея показать ранги в нашем в обществе – что есть люди высшего общества, которым дозволено больше, чем остальным. А есть люди, которые оказываются в роли жертвы.

Театр
Фото: Поисково-экспериментальный театр «Синтез»

- В чем, на ваш взгляд, заключается предназначение современного театра?

- Знаете, для меня существует два предназначения моих спектаклей. Первое – акт искусства. Творчество – это отражение жизни в художественной форме. Для меня это какое-то чудотворение. Когда актеры говорят, когда играют – на это очень интересно смотреть, действо притягивает тебя, как магнитом, появляется магия. Мне хочется, чтобы весь мой спектакль был актом искусства. Взять стакан с водой и выпить его может каждый, а сделать это простое действие искусством – единицы. Когда происходит акт искусства, зритель это чувствует и любит театр за такие моменты. А у нас такие моменты есть.

Однажды во время очень трогательного эпизода в спектакле «Король лев», я посмотрел на зал и увидел, что многие плачут. Особенно меня поразил один мужчина, который просто рыдал. Я не знаю, возможно, у него в жизни был похожий момент, и мы смогли пробудить в нем эмоциональную память. Я сидел рядом, и мне даже стало немножко не по себе. Это яркий пример акта искусства.

Театр
Фото: Поисково-экспериментальный театр «Синтез»

Вторая важная вещь – это то, что я делаю с помощью театра. Возьмем в качестве примера нож. С его помощью можно освободить привязанное животное, но также им можно убить человека. Также и с театром. Можно извратить искусство. А можно использовать его на благо людей – дарить им позитивные эмоции, просвещать, пробудить в них духовные качества. Именно это я считаю своей миссией и миссией нашего театра.

Хотелось бы, чтобы наши зрители проживали спектакль вместе с героями. По Станиславскому, на сцене должна быть жизнь человеческого духа – для меня это очень важно. Хочется, чтобы наши актеры не играли эмоцию, а именно проживали ее. Если они будут лишь играть, зрители превратятся в наблюдателей. В моем понимании, это нельзя назвать искусством.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/zhanakazakhstan/1963976-muhtar-dungeshov-rebenok-dolzhen-stat-chelovekom-s-bolshoy-bukvy-a-uzhe-potom-horoshim-akterom/