Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

В Министерстве образования РК рассказали о ходе выполнения задач на текущий год

Опубликовано:

ребенок читает книгу
Иллюстративное фото: pixabay

2022 год в Казахстане официально является Годом детей. Президент страны Касым-Жомарт Токаев объявил об этом еще в начале года, подчеркнув, что ожидает от чиновников конкретных мер, а не "лозунгов и праздничных мероприятий".

В октябре прошлого года Правительство утвердило национальный проект "Качественное образование "Образованная нация", который на ближайшие 4 года должен стать своеобразным путеводителем для профильного министерства.

Как известно, большие победы складываются из сотен маленьких усилий. Так и здесь: достижению глобальных целей в сфере образования предшествует решение множества локальных задач. В национальном проекте, рассчитанном до 2025 года, уделено внимание практически всем аспектам образовательной системы Казахстана. Охват выпускников-девятиклассников бесплатным обучением в колледжах, уменьшение доли аварийных школ, обеспечение учебных заведений предметными кабинетами, увеличение доли вузов с международными образовательными программами, повышение качества дошкольного воспитания и десятки других важных целей. Какие задачи отечественная система образования решает сейчас и каких показателей она должна будет достичь к концу года?

книга
Иллюстративное фото: pixabay

Детям – безопасную среду, учителям – повышение зарплат

Ребенок с 7 до 18 лет проводит в школьных стенах примерно четверть своей жизни. Если к новым школам с точки зрения безопасности нареканий практически нет, то к старым вопросы остаются. На 2020 год в стране доля аварийных школ и работающих в трехсменном режиме составляла 2,5% – в этом году эта цифра должна снизиться до 1,3%. Число камер наблюдения в государственных школах также планируют увеличить. В текущем году внутренним наблюдением необходимо обеспечить 80% школ, тогда как наружные камеры будут установлены в 40% учебных заведений. В малых городах, районных центрах и селах количество модернизированных школ достигнет 2018-ти (в 2021 году – 1015).

Внутренней инфраструктуре казахстанских школ в проекте также уделено внимание. Предметные кабинеты (физики, химии и т.д.) появятся в 70% учебных заведений. В 2020 году эта цифра едва достигала 57%. Пока не все наши школы могут похвастаться наличием базовых источников питьевой воды, современными уборными и минимальными средствами для мытья рук. В этом году все это появится в 89% школ, а к 2025 году – в 100%.

Уровень зарплат работников сферы образования всегда вызывал много дискуссий в обществе. В 2022 году ежемесячный доход педагога будет составлять 79,9% к среднемесячной зарплате в стране. В перспективе, к 2023 году, этот показатель должен перевалить за 100% процентов. Иными словами, учитель сможет рассчитывать на зарплату выше среднего уровня по стране. Количество рабочих мест в сфере образования за счет открытия новых объектов вырастет до 28 000 (в прошлом году чуть больше 21 000). Инвестиции в основной капитал по образовательной отрасли в этом году достигнут 83,8% (реального роста к уровню 2019 года).

Спортивная инфраструктура для детей и не только

Популяризация спорта – важнейший фактор, который влияет на формирование подрастающего поколения. Если еще 20-25 лет назад в Казахстане было совсем не до строительства спортивных площадок, организации секции и открытия оздоровительных центров, то сейчас ситуация в этой области нормализовалась.

Некоторое время назад правительство и местные акиматы инициировали установку общедоступных зон для занятия спортом, почерпнув опыт развитых стран. Воркаут-зоны настолько хорошо зарекомендовали себя в крупных городах страны, что подобные площадки начали появляться в небольших населенных пунктах. Достаточно сказать, что за последние 10 лет вовлеченность казахстанцев в регулярное занятие спортом выросла вдвое: с 17% до 34%.

Таким образом, популярность активного времяпровождения растет среди молодежи. К примеру, все столичные поля, площадки, тренажерные зоны, беговые дорожки по вечерам заполнены молодыми людьми. Наличие качественной инфраструктуры позволяет подрастающему поколению уже в начале жизненного пути приобщиться к активному образу жизни и сформировать отторжение к вредным привычкам. Даже в отдаленных регионах акиматы стараются обеспечить малонаселенные пункты спортивными центрами. Это помогает не только приобщить сельских детей к спорту и предоставить им хорошие условия, но и достичь более глобальной цели – не допустить массовый отток молодежи из сельской местности.

От мала до велика

В Казахстане практически нет проблем с обеспечением детей дошкольным воспитанием и образованием. В 2021 году этот показатель составил 99%. Существуют проблемы, касающиеся качества ясельного (до 3-х лет) образования, однако в ближайшие годы этому вопросу будет уделено пристальное внимание. Министр образования РК Асхат Аймагамбетов отметил важность внедрения новых методик педагогической работы с детсадовцами.

"Если до этого времени для маленьких детей, как и в школе, проводились 20-минутные занятия по расписанию, то теперь по новой модели педагог будет осуществлять обучение и воспитание по специальной методике: с момента прибытия ребенка в детский сад, используя игры и инструменты коммуникации по физиологическим и психологическим потребностям детей определенного возраста. Исследования зарубежного опыта также показывают важность данной методики", – подчеркнул министр.

Доля девятиклассников, получивших бесплатное образование в колледжах по востребованным специальностям, должна вырасти с 60 до 70%. Более строгие требования предъявят к самим колледжам. В этом уже 40% из них (2021 год – 20%) будут обязаны внедрить международную систему оценивания WorldSkills. В глобальном индексе конкурентоспособности по качеству профессионально-технического образования Казахстан должен подняться на 86-ую строчку (сейчас – 90-ая). Процент вузов, которые реализуют международные программы и участвует в проектах академического обмена, вырастет до 35-ти.

Опыт показывает, что образование – это вопрос, которому необходимо уделять внимание на постоянной основе. Даже если Казахстану удастся достичь определенного прогресса в отрасли, то простор для роста по-прежнему останется безграничным. Ведь в мире требования к образованию детей растут с каждым годом. Отставать нам – ни в коем случае нельзя.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/zhanakazakhstan/1970116-v-ministerstve-obrazovaniya-rk-rasskazali-o-hode-vypolneniya-zadach-na-tekuschiy-god/