Асхат Идрисов: Все новые казахстанские регионы обладают индустриальным потенциалом
Опубликовано:
Экономику Казахстана трудно представить без экспорта нефти, газа и продуктов переработки. В текущей сложной политической ситуации практически все страны мира испытывают давление на свою экономику, и Казахстан здесь - не исключение. Мы поговорили с экспертом в области промышленности Асхатом Идрисовым о том, насколько защищена отечественная экономика и как развивается ситуация на мировом рынке индустрии.
- Как известно, президент Касым-Жомарт Токаев поручил создать в Казахстане три новые области. Асхат Базарбекович, как вы считаете, эта мера поможет развитию новых регионов с индустриальной точки зрения?
- Конечно, эта мера будет способствовать развитию новых областей с различных точек зрения, в том числе и с индустриальной. Когда мы говорим об индустрии, то, в первую очередь, вспоминаем о Жезказгане, который теперь является городом областного значения. Все мы помним, какая промышленная база была заложена в Жезказгане еще во времена, когда жил и работал выдающийся казахский геолог Каныш Сатпаев. То, что на несколько десятилетий о Жезказгане практически забыли, – огромное упущение. Рано или поздно мы должны были вернуться к этому вопросу.
Касым-Жомарт Кемелевич, объявляя о создании Улытауской области, как раз говорил, что необходимо всецело использовать промышленный потенциал Жезказгана и других городов нового региона. Не будем забывать, насколько улытауская земля богата природными ресурсами. Необходимо создавать вокруг месторождений современную инфраструктуру, наладить работу обогатительных фабрик, провести ремонт заводов.
Ни один город, ни одна область не может существовать без людей, которые их населяют. Я думаю, жезказганцы и жители региона давным-давно заслужили, чтобы из города сделали шаг вперед в своем развитии. Не секрет, что жилая инфраструктура в Жезказгане находится в плачевной ситуации. По последним подсчетам, около трети всех домов в городе пребывают в аварийном состоянии. Наверное, не зря Жезказган называют одним из самых депрессивных городов страны. Проекты, которые сейчас разрабатываются государством для всестороннего развития Улытауской области, позволят обеспечить людям более комфортную среду жизни, наладить промышленность, построить новые жилые дома. Считаю, что уже через пару лет Жезказган приобретет совершенно другой облик.
- А что бы вы могли сказать об Абайской и Жетысуской областях?
- По моему глубокому убеждению, Семей тоже давным-давно заслужил, чтобы стать областным центром. У этого города невероятная история и большой потенциал развития с экономической, индустриальной, культурной точек зрения. В отличии от того же Жезказгана, Семей последние двадцать пять лет все-таки развивался, но тем не менее этого было мало. То же самое можно сказать и о Талдыкоргане, который теперь получит новый импульс развития.
Обратите внимание, что все новые казахстанские регионы обладают индустриальным потенциалом – пусть и в разной степени. В Абайском регионе функционируют предприятия, занимающиеся металлургической, горнодобывающей, легкой, энергетической, деревообрабатывающей промышленностью. В Жетысуской области производят промышленное оборудование, а кроме того, этот регион славится своими сельскохозяйственными и животноводческими традициями. Про Улытау мы уже говорили – это цветная и горная металлургия, медь, свинец, золото, огромное количество других природных богатств. Всем этим регионам необходимо было придать новый толчок развития – радует, что это наконец-то произошло.
- Давайте, перейдем к международной теме. Последние политические события в мире не могут влиять на экономику, а экономика, в свою очередь, тесно соприкасается с промышленностью. На ваш взгляд, насколько сложно придется нашей стране в ближайшем будущем, если говорить об экспорте?
- Знаете, текущая ситуация не вызывает больших опасений. Признаюсь честно, в феврале-марте, когда на Украине начались военные действия, ситуация была совершенно непонятной для меня, как и для многих людей в мире. Все страны, так или иначе заинтересованные в вопросе, заняли скорее выжидательную позицию, нежели перешли к решительным действиям. Антироссийские санкции? Да, они ужесточились, но не забывайте, что Российская Федерация живет под санкциями последние восемь лет. Ни за что не поверю, что там за это время не успели подготовить сразу с десяток планов на случай, если западные страны решат ужесточить меры воздействия.
Для нашей страны, конечно, тоже кое-что изменилось. Однако, главное осталось прежним: наши основные торговые партнеры остались на тех же местах, на которых и были. Россия, Китай, страны Средней Азии, партнеры по Евразийскому союзу – все они, как и прежде, готовы сотрудничать с Казахстаном. Цены на нефть и природный газ позволяют Казахстану чувствовать себя комфортно в сложившейся ситуации.
- В последнее время в кругах высшего руководства страны звучат призывы обратить пристальное внимание на развитие морских перевозок. Что вы думаете по поводу транскаспийского маршрута?
- Я думаю, это как раз то, что Казахстану необходимо на данный момент. Об этом, кстати, можно было бы задуматься и раньше. Сейчас много говорится о транспортировке казахстанской нефти морем, потому что наземная перевозка все больше страдает из-за сложившейся геополитической ситуации – это становится менее выгодно. Можно только догадываться, что удерживало наше руководство от более решительных действий на Каспии. Сейчас функционирует Каспийский трубопроводный консорциум, но здесь влияние России очень существенное, ведь вся нефть поступает сначала на ее территорию, а уже затем двигается дальше в пункты назначения. В любом случае превращение Актау в портовый город международного значения – хорошая идея, но она потребует работы, которая при наших реалиях может затянуться на годы, а то и десятилетия.
Сейчас все европейские страны в большой спешке ищут торговых партнеров, стремясь отказаться от сотрудничества с Российской Федерацией. Их можно понять – они не хотят быть зависимыми от страны, внешнюю политику которой не разделяют. В России же хорошо понимают зависимость европейцев от того же газа и ловко манипулируют этим. Наших северных соседей тоже нельзя обвинять в этом: большая политика живет по законам рынка и больше никак. Все меморандумы о дружбе и уверения во взаимном уважении превращаются в ничто, когда речь заходит об угрозе экономике целого государства.
Я бы сказал так: Казахстану необходимо стремиться получить максимальную выгоду от сложившейся обстановки в мире, как бы это не цинично звучало. Торговать с Европой – да, но условия должны быть выгодными для нас. Я далек от мысли, что постоянные уступки способствуют укреплению международного авторитета страны. На месте казахстанского руководства я бы проявил умеренную жесткость в этом вопросе. И, конечно, необходимо укреплять отношения с Россией. Это большая держава, с мнением которой приходится считаться даже китайцам и американцам. Необходимо поддерживать тот баланс, который существует сейчас. Кому-то он может показаться шатким, но, как мне кажется, это не так.
- В Казахстане на данный момент действуют три нефтеперерабатывающих завода. Последние годы ходит много слухов о строительстве четвертого. Как вы считаете, это поможет Казахстану ускорить процесс переработки нефти?
- Да, это вопрос уже давно обсуждается и в кулуарах, и в прессе. Не будем забывать, что независимый Казахстан пока еще не построил ни одного нефтеперерабатывающего завода. Самый старый из них был построен, страшно подумать, аж в 1945 году – это Атырауский завод. Павлодарские и Шымкентские НПЗ помладше, конечно, но тоже еще советской эпохи. По понятным причинам каждый из трех заводов требует периодического ремонта. Ремонт может длиться до месяца: получается, на определенное время один из заводов просто выпадает из индустриальной цепочки. С этой точки зрения, еще один нефтеперерабатывающий завод нам бы не помешал. Есть информация, что дефицит топлива отчасти возникает именно из-за остановки работы одного из заводов.
Я думаю, что строительство еще одного НПЗ в Казахстане – вопрос времени. На данный момент я бы не стал отмечать острую необходимость в четвертом нефтеперерабатывающем заводе, потому что ситуация с переработкой сырья далека от критической. Кроме того, не будем забывать, что в Казахстане действуют и мини-НПЗ. Таких небольших заводов около тридцати, а выработка нефтепродуктов у них превышает 4 млн тонн. Возможно, имеет смысл обратить внимание на развитие этих маленьких предприятий.
Нужно понимать, что строительство большого нефтеперерабатывающего завода требует огромных финансовых затрат. В текущей ситуации тратить 1 млрд долларов или даже больше на строительство завода – подумайте сами. А вообще в перспективе ближайших десятилетий появление очередного НПЗ вполне вероятно.
- Хочется задать вопрос, который, возможно, не совсем относится к вашей профессиональной области, но все-таки тоже очень важен. В начале года в некоторых регионах страны наблюдался дефицит электроэнергии, который в Минэнерго связали с деятельностью "серых" майнеров. Вы верите в правдоподобность такой версии?
- Вполне. В конце прошлого года майнеры резко стали перебираться в Казахстан из Китая, где ввели закон о запрете цифрового майнинга. Неудивительно, что все эти майнеры решили выбрать Казахстан новым местом своей деятельности. У нас недорогая электроэнергия, и на тот момент низкие налоги позволяли "серым" майнерам спокойно обогащаться. Очень хорошо, что наше руководство своевременно обратило внимание на эту проблему, потому что потом разобраться с ней было бы куда проблематичнее.
Также учтем, что и среди казахстанцев стали популярны майнинговые фермы. Тот, кто решил вложиться в это дело, действительно мог бы серьезно подзаработать, вот только почему же за счет других граждан? В Казахстане не так уж много мест, где существуют легальные майнинговые фермы. Большинство же работают "в черную". Текущий закон позволяет правоохранительным органам не церемониться с "серыми" майнерами. Последние задержания в разных регионах Казахстана это показали. А статистика последних месяцев демонстрирует, что добыча криптовалюты резко сократилась в Казахстане. Думаю, это положительный эффект от нового законодательства. В конечно итоге криптовалюта тратится за рубежом, что не выгодно для экономики страны.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/zhanakazakhstan/1979166-ashat-idrisov-vse-novye-kazahstanskie-regiony-obladayut-industrialnym-potentsialom/