Какие главные темы обсудили на VI саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии
Опубликовано:
13 октября в Астане прошел юбилейный VI саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, в котором приняли участие официальные представители более 30 государств Азиатского региона.
Для Республики Казахстан этот саммит имеет особое значение - именно Казахстаном на 47-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в октябре 1992 года впервые была предложена идея совещания, первое заседание которого состоялось лишь в 2002 году. Символичен тот факт, что именно Казахстан являлся председателем тогда, и вновь оказался им сейчас, в период наиважнейшего для СВМДА шага к трансформации. При этом, как считает глава государства, СВМДА лишь переходит на новый этап своего институционального развития, что, по мнению Токаева, это должно укрепить возросшую роль Азии в мировых делах.
В целом, саммит проходил в консенсусе между странами участниками относительно возрастающей политико-экономической роли Азии и необходимости отхода от европоцентризма в международных делах. Сам вопрос превращения СВМДА из диалоговой площадки во что-то системное лежит в плоскости необходимости создания на огромном макроэкономическом Азиатском пространстве противовеса уже имеющимся международным организациям. Особенно остро эта необходимость обнаружилась в условиях возросшей политизированности и прозападного крена в сторону ОБСЕ.
Поэтому 30-я годовщина Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии завершилась заявлением о трансформации диалоговой площадки в полноценную международную организацию. Также Казахстан продолжит занимать статус страны председателя на протяжении 2022-2024 годов.
Обозначив для себя серьезные цели, казахстанское председательство инициировало ряд амбициозных задач. Как считает Касым-Жомарт Токаев, своевременным решением будет учреждение совета СВМДА по устойчивой взаимосвязанности. Ввиду глобальной геополитической напряженности и угрозам международной продовольственной безопасности, а также в связи с разрывом устоявшихся цепочек поставок, это решение видится приемлемым и необходимым шагом для реализации транзитно-транспортного потенциала стран участников, и должно обеспечить создание эффективных путей транспортировки грузов, что, в свою очередь, будет способствовать интенсивному экономическому развитию Азиатских стран.
Также президент РК предложил трансформировать Финансовый саммит СВМДА в постоянно действующую площадку. Данная трансформация должна способствовать восстановлению экономик, устойчивому инклюзивному развитию, и создавать благоприятные условия для регионального финансового сотрудничества в рамках организации.
Отдельное внимание на саммите было уделено экологическому измерению. В условиях постоянно растущих климатических вызовов, важность коллективного сотрудничества в области решения экологических проблем и минимизации связанных с ними рисков сложно переоценить. Глава Казахстана напомнил, что из-за климатических катастроф в Азии за 2021 год пострадало около 57 миллионов человек. А ввиду того, что в долгосрочной перспективе последствия подобных климатических катастроф будут ощущаться более остро, президент РК предложил в 2024 году провести в Астане конференцию высокого уровня по проблемам экологии в странах СВМДА, тем самым наметив создание Совета СВМДА по вопросам сотрудничества в сфере экологии.
Была затронута и необходимость выработки рабочего механизма по обеспечению продовольственной безопасности. Как отметил президент:
"Представляется перспективным наладить сотрудничество СВМДА с Исламской организацией по продовольственной безопасности, штаб-квартира которой расположена в Астане. Учитывая сельскохозяйственный потенциал наших стран, мы могли бы принять меры для обеспечения нуждающихся стран продовольствием и удобрениями".
Таким образом, Казахстан выразил заинтересованность в разрешении существующих угроз продовольственной безопасности для наиболее уязвимых стран мира. Отдельно глава государства отметил важность инклюзивного развития, по его мнению, экономические меры должны быть направлены на развитие человеческого потенциала.
Так как в условиях возросшей геополитической напряженности к саммиту СВМДА было приковано повышенное внимание всего мирового сообщества, то особая роль уделялась участию РФ в диалоговом процессе. Так российский лидер продолжил линию тренда на использование антиколониального нарратива, заявив следующее:
"Как и многие наши партнеры в Азии, считаем, что требуется запустить пересмотр принципов работы мировой финансовой системы, которая на протяжении десятилетий позволяла самопровозглашенному, так называемому золотому миллиарду, замкнувшему на себя все потоки капитала и технологий, в значительной степени жить за чужой счет".
Со стороны президента РФ прозвучал очередной призыв о более активном использовании национальных валют при взаимных расчетах. По мнению Владимира Путина, эта мера способствовала бы укреплению финансового суверенитета стран участников. Также российский лидер затронул проблему растущего терроризма, в том числе в контексте Афганистана, призвав западные страны разморозить заблокированные афганские средства, без которых Афганистану сейчас грозит полномасштабный голод.
Примечательно, что украинский кризис напрямую упоминался лишь один раз, хотя косвенные его последствия звучали на протяжение всего саммита.
Затронуть украинский кризис решил президент Турции:
"Мы все еще видим последствия кризиса в Украине в региональном и глобальном масштабе. Всегда говорю, что справедливого мира можно добиться только с помощью дипломатии".
Итогом саммита стало также учреждение фонда СВМДА, целью которого является создание специального механизма для отбора проектов СВМДА и сбора добровольных средств на их реализацию. К странам участникам присоединился Кувейт, официально став 28 государством членом организации, а также список стран наблюдателей пополнился Туркменистаном.
Общий список принятых по итогам саммита документов выглядит следующим образом:
- Астанинское заявление о трансформации СВМДА;
- Заявление глав государств – участников СВМДА о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий и самих информационно-коммуникационных технологий;
- План действий СВМДА по реализации глобальной контртеррористической стратегии Организации объединенных наций;
- Решение саммита СВМДА по вопросу предоставления Кувейту статуса государства-участника СВМДА;
- Решение саммита СВМДА по вопросам председательства в объединении в 2022–2024 гг. и проведения очередных заседаний Совета глав государств и правительств, и Совета министров;
- Положение о Фонде СВМДА.
В целом же, для Казахстана прошедший саммит оказался большим дипломатическим успехом, во многом его итоги закрепили статус страны, как важной нейтральной площадки для диалога и разрешения международных конфликтов. Прошедший недавно Съезд лидеров мировых религий, а также первый крупный зарубежный визит главы КНР Си Цзиньпина после пандемии, ярко демонстрируют сильные позиции Республики в качестве организатора для диалога.
Самое главное, Казахстан четко обозначил свое участие в тренде смещения центра мировой экономики и политики в Индо-Тихоокеанский регион, и мы должны быть к этому готовы, и наше дело сейчас не упускать открывшихся в связи с этим возможностей, уверены эксперты. Точно также как оглашенная в 2013 году в Астане инициатива "Пояса и Пути" председателя КНР Си Цзиньпина помогла стать Казахстану важным транзитным центром грузов из Китая в Европу, также и саммит СВМДА поможет Казахстану более значимым участником азиатской политики, заключили эксперты.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/zhanakazakhstan/1992994-kakie-glavnye-temy-obsudili-na-vi-sammite-soveschaniya-po-vzaimodeystviyu-i-meram-doveriya-v-azii/